Показано, что коммуникация является основой создания общей, постоянно действующей динамической системы, которая является индуктором передачи информации. Психологической подосновой социальной коммуникации является регулятивная функция сознания. Педагогическую деятельность можно рассматривать как управляющую формированием сознанием человека и его поведением. Современное образование переосмыслено с позиций теории образовательно-коммуникативного действия, которая предстаёт как образование и воспитание коммуникативно-компетентной личности. Такая личность способна к достижению согласия, толерантности и открытости по отношению к представителям других культур; обладает конкретными и определёнными знаниями, владеет культурой невербального общения.
С позиций коммуникации в теории образовательно-коммуникативного действия пересматривается и управление современным образованием. Принципы управлением им теперь обосновываются не только как предназначенные для устойчивой, унифицированной и организованной извне государственной системы, но и как для постоянно движущейся и стимулируемой к развитию собственными внутренними усилиями организации. Управлять современным образованием означает управлять его развитием.
В теории образовательно-коммуникативного действия переосмысливается и содержание образования. Оказываясь коммуникативным, оно теряет ориентацию на усвоение разделённых на отдельные предметности знаний и обращается в сторону формирования коммуникативно-компетентной личности, то есть личности, обладающей такими характеристиками, как быстрота реакций, умение адаптироваться к ситуации, выстраивать отношения с партнёром на основах толерантности, быть открытой всему другому и разному. Коммуникативная компетентность личности становится стержневой характеристикой всего содержания образования. Демократическому обществу может соответствовать только такая - коммуникативно-компетентная личность.