Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Вопрос: "Преподавать ли физику будущим врачам?" - является для многих риторическим в силу очевидности ответа. Безусловно, физика, как важнейшая область естествознания, нужна будущему врачу для формирования базовых представлений о функционировании основных систем организма человека и для осмысленного применения этих представлений в будущей врачебной деятельности. Действительно, возросшие требования к качеству медицинской помощи и совершенствование медицинских технологий всё в большей мере основываются на идеях и открытиях естественных наук путем переноса их в медицинскую среду [1]. Другая часть аудитории, наоборот, отрицает необходимость какого-то либо физического образования будущих врачей-специалистов, закрепляя его целесообразность только за небольшой горсткой избранных врачей-исследователей, подготовленных, как правило, медико-биологическим факультетами отдельных вузов (РГМУ, СибГМУ и т.д.). Но сможет ли врач квалифицированно обращаться со сложнейшим лечебным и диагностическим оборудованием, которым укомплектованы современные и высокотехнологические клиники, не зная физических законов [2]? Пути развития физики и медицины всегда были переплетены между собой - не успевая размежеваться (некоторые ученые противопоставляли законы живой природы неживой), они снова объединялись. Уже в древности медицина изучала и использовала многие физические факторы, такие как механические воздействия, тепло, холод, звук, свет и др. Знаменитый художник, врач и механик Леонардо да Винчи проводил серьезные исследования механики, в том числе биомеханики. Скорее всего, на основании этого факта Американская ассоциация медицинских физиков назвала его первым медицинским физиком [3]. И неспроста его известная картина о пропорциях тела человека изображена на обложке базового учебника по медицинской и биологической физике, рекомендованного для изучения студентами российских медицинских вузов [4]. Непосредственно этой проблеме была посвящена замечательная публикация [2], в которой наравне с тезисами "физику создавали врачи", "познай самого себя и ты познаешь весь мир" был задан прямой вопрос: нужна ли физика врачам? При этом не конкретизировалось, о какой физике идет речь: общей, медицинской, биологической (например, биомеханике, биофизике и т.д.), медицинской технике или же о биомедицинском материаловедении. При анализе взаимодействия физики и медицины уместно вспомнить, что первый медицинский факультет в России был создан в Императорском Московском университете, открытом в 1755 году по предложению великого русского ученого М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова в период правления императрицы Елизаветы. Это имело огромное значение для становления и развития высшего медицинского образования в России. В 1930 г. медицинский факультет был выделен из состава Московского университета. Снова вернули медицину в университет в 1992 году, создав в МГУ факультет фундаментальной медицины. Цель состояла в том, чтобы, не снижая качества врачебной подготовки, расширить уровень знаний студентов в области фундаментальных дисциплин - физики, химии и биологии и усилить естественнонаучную базу знаний будущих врачей. Было много известных ученых, работавших на стыке медицины и физики. Врачей к исследованиям часто "толкали" вопросы, которые ставила медицина, и вклад медицины в развитие классической физики впечатляет. "Заниматься физикой я мог, только взяв медицину в придачу" - заявлял Г. Гельмгольц, знаменитый немецкий физиолог, физик и математик XIX века, начинавший свою деятельность в качестве военного врача (неслучайно одно из главных медицинских учреждений и исследовательских центров по глазным болезням в Москве носит его имя). В. Эйтховен, окончивший университет и получивший степень доктора медицины (до конца жизни был профессором физиологии Лейденского университета), сконструировал струнный гальванометр, позволяющий регистрировать малые по величине изменения электрического потенциала и проводить электрокардиологические исследования. С помощью этого прибора определил временные и амплитудные параметры зубцов ЭКГ и впервые применил этот метод для диагностики заболеваний сердца. В середине XIX века Дюбуа-Реймон, немецкий физиолог и философ, в книге о животном электричестве писал: "В материальных частичках организмов не обнаруживается никаких новых сил, которые могли бы действовать вне них". Закон Дюбуа-Реймона - закон, устанавливающий прямую зависимость величины реакции ткани от скорости изменения электрического тока. В середине XX века Н. Бор, один из создателей квантовой теории, писал: "Ни один результат биологического исследования не может быть описан иначе, как на основе понятий физики и химии" [5]. Нельзя не вспомнить имен У. Гильберта, лейб-медика английской королевы, автора трактата "О магните" и законов магнитостатики, Т. Юнга, врача больницы св. Георгия в Лондоне, египтолога и физика, одного из создателей волновой оптики, давшего объяснение природе аккомодации, астигматизма и цветового зрения, который писал, что "нет науки, сложностью превосходящей медицину, она выходит за пределы человеческого разума", Ю. Майера, корабельного врача и одного из первооткрывателей закона сохранения энергии, французского врача Ж.-Л. Пуазейля, автора одноименного закона гидродинамики, итальянского врача Д. Кардано, русского врача И.М. Сеченова, французских врачей П. Дюлонга, Ж. Фуко и многих других.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Марчук Г.И. и др. Применение математических методов в медицине // Математические модели заболеваний и методы обработки медицинской информации. - Новосибирск: Наука, 1979. - С. 38-46.
  2. Петренко Ю. Нужна ли физика врачу? // Наука и жизнь. - 2003. - № 5. - С. 32-35.
  3. Костылев В.А. Медицинская физика. Краткая история (прошлое, настоящее и будущее). - М.: 2000. - 16 с.
  4. Ремизов А.Н., Максина А.Г., Потапенко А.Я. Медицинская и биологическая физика: Учеб. для вузов. - М.: Дрофа, 2003. - 560 с.
  5. Иваницкий Г.Р. Мир глазами биофизика. - М.: Педагогика, 1985. - 128 с.