Развитие Я - образа происходит благодаря противоречиям, между мотивом и целью деятельности, между мотивами, между реальным и идеальным, между имеющимся действительным и желаемым. Возникает конфликтный личностный смысл, который стимулирует самосознание к формированию и развитию Я - образа личности. Таким образом, Я - образ - это ядро, отражающее психические и духовные составляющие личности и воплощающее собственное представление человека о себе. Я - образ, как система представления человека о себе, представляет собой интеграцию частных Я - образов в единый целостный Я - образ личности [3, 4].
По мнению Н. А. Гульяновой [5], человек в процессе своей деятельности либо получает подтверждение уже имеющемуся Я - образу, либо воспринимает в себе что - то новое или по - новому.
Я - образ содержит развивающееся, целостное эмоционально - ценностное отношение личности к себе, формирующееся путем интериоризации личностью своих социальных взаимосвязей, а также мотивирует деятельность личности, определяет отношения с окружающим миром, следовательно, влияет на развитие, как отдельных черт, так и на развитие личности в целом. При этом отношение личности к себе с разных точек зрения, определяет диалогизм Я - образа, что обуславливает выбор личностью целей и задач собственного развития.
Система социальных установок Я - образа имеет многоуровневое строение. Основу составляют неосознанные установки, проявляющиеся в самочувствие и эмоциональном отношении к себе. Следующий более высокий уровень - осознанные установки и самооценка; еще выше - относительно целостный Я - образ личности; высший уровень - ценностная ориентация личности - осознание личностью целей своей жизни, а также путей их достижения. Все уровни взаимосвязаны и в то же время относительно автономны, что может приводить к конфликтам и противоречиям между ними.
Адекватное представление о себе позволяет расширить сферу возможностей личности, превратить неудачи в успехи, выявить новые способности и таланты. Таким образом, Я - образ, определяет развитие личности и её способность формировать жизненно важные цели деятельности и является основополагающим аспектом в профессиональном самоопределении личности.
В процессе учебно-профессиональной деятельности, личность приобретает и развивает представление о будущей профессии и своих возможностях в ней. Сначала в сознании возникает идеальный Я - образ (эталон личности - профессионала), затем появляется противоречие между реальным Я - образом и эталоном личности - профессионала. В результате разрешения противоречия появляется и развивается Я - образ личности как субъекта будущей профессиональной деятельности. Развиваясь как субъект профессиональной деятельности и формируя отношение к себе (как к профессионалу), человек образуется как личность.
Профессиональное самоопределение, по мнению С. Н. Чистяковой, И. Н. Захаровой содержит следующие компоненты: профессиональную направленность; профессиональное самосознание, которое включает соотнесение личностью возникающих целей со своими идеалами, представлений о ценностях - со своими возможностями; профессиональную саморегуляцию, когда субъект, осознающий, какую профессию, он хочет выбрать (цель, мотив), кто он (оценка своих личностных и психофизиологических свойств), что он может (возможности, склонности, способности), что от него ждет общество (его социально-профессиональный статус); профессионально важные качества являются неотъемлемой частью профессионального самоопределения. Это «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоении» [6].
Наиболее часто в литературе компонентами профессионального самоопределения выделяют цели, ценностные ориентации, мотивы, способности и действия по их оценке, индивидуально - типологические особенности человека, знания, умения, навыки.
В структуру профессионального самоопределения включают, личность и индивидуальность участника профессионального самоопределения; внешняя и внутренняя деятельность участника профессионального самоопределения; прогностическая деятельность; социальная включенность участника профессионального самоопределения.
Я - образ профессионала является динамичным фактором профессионального самоопределения личности, так как профессиональное самоопределение личности развивается в течение всей жизни человека и является поиском адекватного способа самореализации субъекта труда как профессионала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Агапов В. С. Я - концепция как социально - психологическая проблема. - М.: МОСУ, 2000.- 22 с.
- Мольц М. Я - это Я, или как стать счастливым: Пер с англ./ Предисловие В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунова. - СПб.: Лениздат, 1992. - 192 с.
- Петровский А. В. Введение в психологию. - М.: Академия, 1995. - 496 с.
- Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. университета, 1983. - 284 с.
- Гульянова Н. А. О связи самопринятия и осознания Я - образа в ситуации неуспеха // Вестник Московского Университета, 2001.- Серия 14.- № 3.- С. 155-158.
- Чистякова С. Н., Захарова И. Н. Профессиональная профориентация школьников: организация и управление. - М., 1987. - 157 с.