Эффективное управление промышленным холдингом напрямую зависит от механизмов сбора, переработки, хранения и использования информации. В условиях становления информационного общества это связано с использованием информационных технологий и автоматизированных информационных систем. Они позволяют аккумулировать и эффективно обрабатывать большие объемы аналитической информации, снижают трудоемкость процессов управления и использования информационных ресурсов, повышают надежность и оперативность передачи и получения информации. В этом случае обеспечивается возможность проведения диагностики состояния и динамики параметрических показателей деятельности предприятия, снижения трансакционных издержек, получения эффективных рычагов воздействия на хозяйственную систему при решении отраслевых и территориальных управленческих задач.
Применение современных компьютерных технологий оказывает влияние на организацию информационных ресурсов и предъявляет новые требования к технологиям их обработки, что обусловливает необходимость информационного отражения функционирования предприятия, совершенствования методов анализа и оценки его деятельности. Проблемы управления современным промышленным холдингом исследовали В.И. Россинский, В.В. Данников, И.С. Шиткина, А.Р. Горбунов.
Проектирование и использование информационных ресурсов и информационных систем в процессе оценки эффективности управления предприятиями промышленности изложены в работах В.П. Романова, В.К. Душина, А.М. Вендрова, А.Н. Швецова.
Анализ степени разработки предметной области исследования свидетельствует о недостаточной изученности вопросов эффективной организации информационного обеспечения управления современным промышленным холдингом. Вопросы влияния информационных процессов на оптимизацию управления, возможности использования информационных методов анализа для оценки эффективности функционирования предприятия не получили широкого освещения в отечественной экономической науке, что и определило актуальность исследования.
В результате объединения в единый холдинг, одной из главных проблем информационных служб становится интеграция в единое информационное пространство учетных систем, программного обеспечения и информационных потоков объединенных предприятий. В данных условиях именно информация становится одним из главных факторов успешного развития предприятия, роста его конкурентоспособности и финансовой устойчивости.
Несмотря на свою новизну, осмысление феномена информации в экономике уже имеет свою историю. Зарубежные и отечественные ученые в течение последних пятидесяти лет изучают проблемы формирования информационной экономики по самому широкому спектру вопросов от построения глобальных концепций будущего общества до определения конкретных форм информационных взаимосвязей на уровне предприятия. Общетеоретические вопросы информационной экономики исследованы в научных трудах отечественных и зарубежных ученых Р. Айриса, Т.В. Андриановой, А.И. Анчишкина, Д. Белла, Г.В. Вишняковой, В.Л. Иноземцева, М. Кастельса, Т. Куна, Ф. Махлупа, А.И. Ракитова, О. Тоффлера, Дж. Стиглера, Т. Стоуньера, А. Турена, М. Хайдеггера, К. Эрроу[2], К. Ясперса.
Анализ информации как фактора производства представлен в работах О.В. Иншакова[3], М. Кастельса[4], Д.И. Блюменау, В.М. Глушкова, Г.Р. Громова, М.Ф. Мизинцевой[5].
При условии самостоятельного функционирования предприятия, основной интерес с точки зрения получения достоверной и оперативной информации о хозяйственной деятельности, представляет его информационная система. Основное внимание уделяется техническому оборудованию и программному обеспечению. Основными критериями в данном случае выступают: состояние оборудования и степень развитости локальной сети, современность программного обеспечения и адекватность информационных потоков. В качестве количественных характеристик информационных потоков предприятия выступают сотни документов различной функциональной и организационной направленности: регламенты, ТЭО, справочники, схемы и модели процессов, технологические и функциональные характеристики. Вся совокупность документов, относящихся к разным информационным подсистемам, подлежит унификации. Информационные службы и подразделения формируют общее концептуальное представление и требования к действующей информационной системе предприятия.
При условии вступления в холдинг возникает необходимость интеграции действующей информационной системы предприятия в корпоративное информационное пространство холдинга. В данной ситуации решение проблемы проектирования единого информационного пространства холдинга возможно двумя основными путями: изначальное проектирование новых информационных систем для каждого субъекта холдинга с переходом к единому информационному пространству, или объединение уникальных внутризаводских информационных систем без значительных функционально-технических изменений. В первом случае основным преимуществом является унификация информационных систем для всех структурных субъектов, входящих в холдинг. В качестве недостатков выступают длительный период проектирования и необходимость значительных инвестиций.
В качестве основных информационных подсистем предприятия выступают: учетные (товарный учет, бухгалтерский учет, производственный учет); локальные сети; внутренние и внешние сайты; аналитические (хранилища данных, аналитические порталы, СППУР (системы поддержки принятия управленческих решений), ERP (информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия), CRM (системы по управлению отношениями с клиентами) и т.д.); вспомогательные (юридические и бухгалтерские информационные справочные системы).
Интеграция всех информационных подсистем в единое корпоративное информационное пространство и поддержание их функционирования в оперативном режиме является основной целью деятельности информационно-технологических подразделений холдинга. Синергетический эффект от интеграции позволяет вывести оперативное управление холдингом на качественно новый уровень. Одним из показателей эффективности служит время «обратной связи», которое постепенно сокращается, т.е. происходит снижение трансакционных издержек предприятия в долгосрочном периоде.
Трансакционные издержки - параметры, определяющие специфику отношений между субъектами экономического пространства, для функционирования которых характер информационного обмена как неотъемлемый атрибут их взаимодействий имеет решающее значение. Информационный фактор как завершающий эндогенный наряду с организационным и институциональным обеспечивает трансакции, многообразно связывая производителей и потребителей в пространстве воспроизводственных процессов. Это будет выражаться в характере и структуре обменов и взаимодействий между отдельными информационными системами агентов в информационном пространстве экономики предприятия.
Рассматривая категорию «информационное пространство» становится возможным изучать более подробно такие свойства объектов и процессов как их упорядоченность, объем, интенсивность, плотность. Вместе с тем «принципиальное отличие пространства как формы общественного бытия от всех иных разновидностей пространства заключается в том, что его возникновение и развитие всецело связано с деятельностью общественного субъекта (общества в целом, социальной группы, индивида)[6].
Т. Закупень информационное пространство рассматривает как территорию, «охваченную» информацией, информационными ресурсами и инфраструктурой, в рамках которого все субъекты имеют одинаковые возможности получения, передачи и всех других манипуляций с информацией в любой точке этого пространства»[7].
По мнению А. Калининой, информационное пространство целесообразно определять как вид пространства, выделенный на основе признания эндрогенности информационного фактора производства, включающий отношения хозяйствующих субъектов по поводу, как этого фактора, так и соответствующих условий, ресурсов и продуктов их деятельности. Применение структурной рекурсии к хозяйственной системе микроуровня позволяет получить для каждой из них на разных уровнях внутрисистемное информационное пространство, отражающее аспекты их внутренней среды[8].
Выделяя основные информационные потоки, образуемые и подлежащие оперативному управлению предприятием, такие как: процессы реализации и учет остатков продукции (информационные системы товарного учета); процессы производства (разнообразные автоматизированные системы учета производства); движение денежных средств (информационные системы бухгалтерского учета) и прочие, целесообразно в процессе построения единого информационного пространства интегрировать три первых вида информационных потоков и актуально необходимые из группы «прочие» (информация о конкурентах: ассортимент продукции, прайс-листы, объемы производства и реализации; нормы сырья и материалов; необходимые справочники и базы данных; внутренняя информация для интегрированных пользователей).
Таким образом, в результате менеджмент получает систему поддержки принятия решений, используя которую возможно получение максимального количества оперативной, актуальной информации, действуя внутри одной информационной «оболочки». При условии присоединения графического интерфейса системы автоматизированной отчетности и использования Интернет-технологий, пользователь имеет доступ к аналитической информации в режиме реального времени[9].
Информационной базой для принятия оперативных управленческих решений служит информация, которая аккумулируется, обрабатывается и анализируется в различных функциональных отделах предприятия, которые, в свою очередь, получают информацию из внутренних и внешних источников. К внутренним источникам информации относят: взаимодействующие структурные подразделения и службы, филиалы и заводы. К внешним источникам целесообразно отнести Internet, бизнес-партнеров, специализированные организации и т.д. Повлиять на оперативность и точность информации, поступающей из внешних источников возможно лишь косвенными методами. На достоверность внутренних источников информации возможно непосредственное прямое влияние. Показатели достоверности и актуальности для внутренних источников должны быть максимально возможными.
Ежедневный мониторинг функционирования крупного холдинга в условиях нарастающего объема оперативной и стратегической, внутренней и внешней информации невозможен без оперативного предоставления уже обработанного массива данных, необходимого для принятия управленческих решений. В условиях роста «скорости» бизнеса, растет и скорость принятия управленческих решений. Недостоверная информация вызвать цепную реакцию, следствием чего становится последовательность неверных решений[10].
Исходя из изложенных теоретических положений, обработка информации составляет большую часть времени между «возникновением» информации и доведением ее до высшего менеджмента промышленного предприятия в виде отчета. Ручная обработка информации постепенно уходит в прошлое: отчеты в виде электронного пакета данных попадают в корпоративное хранилище, вместо факсов повсеместно внедряются электронные системы документооборота, электронная подпись на документах экономит время. Современная тенденция - снижение воздействия человеческого фактора на любой процесс, в том числе на движение информационных потоков. Теперь ответственность ложится на автоматизированные системы и их проектировщиков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Закупень Т.В. // Правовые и организационные аспекты формирования информационного пространства государств-участников СНГ. - М.: Молодая гвардия, 1998. - С. 20.
- Иншаков О.В. // «Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства. - Экономическая наука современной России. - 2003. - № 1. - С.11-25.
- Калинина А.Э. Модель регионального информационного пространства // Информационная экология. Информационная кампания по пропаганде экологических знаний в информационном обществе: Сборник статей. - М.: Высший химический колледж РАН, 2003. С. 46-49.
- Калинина А.Э. // Развитие информационного пространства региональной хозяйственной системы. - Монография. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. С. 8.
- Катулев А.Н, Северцев.Н.А. // Математические методы в системах поддержки принятия решений. - М.: Высшая школа, 2005. - С. 48.
- Мизинцева М.Ф. // Управление информационными ресурсами. - Уч. пособие. М.: РУДН, 2001. - 252 с.
- Потемкин В.К. // Пространство в структуре мира. - Новосибирск, 1990. - С.17.
- Кастельс М. // Информационная эпоха: экономика, общество и культура - М.: ГУ-ВШЭ. 2000.
- Кастельс М. // Галактика Интернет. - М.: У-Фактория, 2004. - С. 103.
- Эрроу К. // Информация и экономическое поведение. - М.: Вопросы экономики. 1995. - № 5.
[1] См.: Калинина А.Э. Развитие информационного пространства региональной хозяйственной системы. - Монография. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. С. 8.
[2] См.: Эрроу К. Информация и экономическое поведение / К. Эрроу. - М.: Вопросы экономики. 1995. - № 5.
[3] См.: Иншаков О.В. «Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства / О.В. Иншаков // Экономическая наука современной России. - 2003. - № 1. - С.11-25.
[4] См.: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. - М.: ГУ-ВШЭ. 2000.
[5] См., например: Мизинцева М.Ф. Управление информационными ресурсами. - Уч. пособие. М.: РУДН, 2001. - 252 с.
[6] См.: Потемкин В.К. Пространство в структуре мира / В.К. Потемкин, А.Л. Симанов. - Новосибирск, 1990. - С.17.
[7] См.: Закупень Т.В. Правовые и организационные аспекты формирования информационного пространства государств-участников СНГ / Т.В. Закупень. - М.: Молодая гвардия, 1998. - С. 20.
[8] См.: Калинина А.Э. Модель регионального информационного пространства // Информационная экология. Информационная кампания по пропаганде экологических знаний в информационном обществе: Сборник статей. - Москва: Высший химический колледж РАН, 2003. С. 46-49.[9] См., например: Кастельс М. Галактика Интернет / М. Кастельс. - М.: У-Фактория, 2004. - С. 103.
[10] См.: Катулев А.Н, Северцев.Н.А. Математические методы в системах поддержки принятия решений / А.Н. Катулев, Н.А. Северцев. - М.: Высшая школа, 2005. С. 48.