Эффективность самостоятельной работы студентов определяется ее организацией, наличием необходимого учебнометодического обеспечения и контролем со стороны преподавателя, который необходим для студентов младших курсов в связи с недостаточной подготовкой их в школе по естественно научным дисциплинам и неумением работать самостоятельно. От того, как мы научим студентов работать самостоятельно с первого курса, зависит его формирование как личности, умеющей работать с научно технической литературой, умеющей творчески решать научно инженерные задачи любого уровня.
Преподавателями кафедры механики и инженерной графики используются различные методы организации самостоятельной работы студентов, это: выполнение индивидуальных расчетно графических работ, контрольных работ (входной, текущий и итоговый), программмированных тестовых заданий, реферативная работа, составление опорных конспектов лекций по проработанному теоретическому материалу, подготовка докладов по НИРС и др. Создан фонд контролирующих материалов, которые предназначены для закрепления практических умений и навыков.
Актуальным является вопрос контроля самостоятельной работы студентов (СРС). Контроль СРС должен быть регулярным, объективным с достоверной оценкой качества и "количества " усвоенного материала. Эффективными следует считать такие формы контроля знаний как: оперативность, информативность и технологичность.
Самостоятельная работа студентов эффективна лишь в том случае, если она направлена на достижение определенной цели и само контролируется. Нами практикуется методика мгновенного самоконтроля знаний студентов. Для этого используется микропроцессорное устройство "Символ", разработанное в Томском университете систем управления и радиоэлектроники. Применение контролирующего устройства "Символ" позволяет осуществлять оперативный контроль и самоконтроль знаний, обеспечивает возможность получения качественной и количественной оценок усвоения. Следует отметить, что даже в слабых группах методика оправдывает себя. Начинает заниматься самообразованием самый "равнодушный" студент. Благодаря "прозрачной" системе организации и контроля самостоятельной работы студентов удается выявить уровень усвоения темы изучаемого курса как отдельным студентом, так и группой. Внедрение в процесс обучения технологии моментального самоконтроля знаний позволит решить многие проблемы образовательного процесса: к примеру, повышение психологической комфортности обучения, повышения самооценки, развитие у студентов самостоятельности, уверенности в себе, инициативности и ответственности т.е. студент становится субъектом собственного развития, который не только усваивает содержание учебного материала, но и самостоятельно контролирует, оценивает и корректирует свою познавательную деятельность. Это соответствует современной концепции образования.