Введение
В настоящее время наблюдается большой интерес к созданию комплексов воздушного наблюдения и мониторинга природной среды и технических объектов с использованием малогабаритных дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) [1]. Указанные комплексы включают контрольно-измерительные средства, установленные на борту воздушного судна, аппаратуру управления, сбора и обработки добытой информации, установленную в наземном пункте управления, и комплект радиотехнических средств, осуществляющих передачу информации и команд управления по радиолинии «борт - земля». Эффективность их применения в значительной мере зависит от характеристик устройств радиосвязи воздушного судна и наземного пункта управления. Поэтому вопросы оптимизации радиолиний радиоуправления и передачи данных представляют актуальную задачу, т.к. способствуют увеличению дальности действия и качества передаваемой информации. Эффективный путь улучшения показателей состоит в оптимизации параметров антенн как бортовой, так и наземной аппаратуры.
Некогерентные антенные решетки
Фактором, существенно снижающим качественные показатели указанных радиолиний, является наличие интерференционных провалов в диаграммах направленности антенн, устанавливаемых на объектах сложной формы. В работе предлагается новый подход к созданию бортовых антенн, представляющих собой антенные решетки с небольшим числом элементов при отказе от традиционного когерентного суммирования принятых им сигналов. Существует ряд вариантов подобной обработки: суммирование сигналов, принятых отдельными элементами после их детектирования, разнос во времени сигналов, передаваемых и принимаемых при помощи отдельных элементов, параллельная передача и прием сигналов в нескольких частотных каналах, соответственно используемых отдельных элементов решетки и ряд других. Общим для большинства названных способов является то, что интенсивность принятого сигнала пропорциональна значениям некоторой результирующей диаграммы направленности. Указанная диаграмма направленности имеет вид:
, (1)
где - коэффициент усиления i-го элемента антенны, и - варьируемые его параметры и мощность возбуждения, причем .
Фактором, определяющим возможности радиосвязи, является минимальное значение величины коэффициента усиления бортовой антенны в требуемом секторе углов . Для ряда практических приложений значение этой величины может рассматриваться как критерий качества антенной системы:
(2)
В других ситуациях более адекватным является вероятностный критерий, представляющий собой минимальное значение коэффициента усиления бортовой антенны, превышаемое для сектора углов с заданной вероятностью :
(3)
где - интегральная функция распределения случайной величины , определенная для заданной плотности распределения значений углов , соответствующих возможным направлениям на корреспондента связи.
Оптимальной антенной решетке соответствуют значения мощностей и параметров , при которых значение критерия максимально:
, (4)
где - множество значений параметров, соответствующих условиям технической реализации. Величина может интерпретироваться как величина, отражающая возможность снижения мощности передающих устройств при заданной дальности действия, либо - как возможность увеличения дальности действия в раз при неизменной мощности бортового передатчика.
Алгоритм решения
Численное решение задач оптимизации (4) сопряжено со значительными трудностями как принципиального, так и вычислительного характера. Во-первых, в задаче (4) не гарантируется достижение глобального максимума при использовании типовых процедур локального поиска экстремума. Во-вторых, вид целевых функций и получение численных значений требуют проведения весьма объемных вычислений. Поэтому представляет интерес разработка упрощенных процедур, позволяющих осуществить нахождение квазиоптимальных решений задачи (4) с меньшими вычислительными затратами.
В данной работе в этих целях предлагается использовать видоизмененный алгоритм, ранее предложенный для решения задач синтеза антенных решеток [2]. Согласно этому алгоритму осуществляется последовательное нахождений параметров отдельных излучателей и величин . На первом шаге параметры первого излучателя находят из условия максимума величины , а оптимальное значение P1 как:
, (5)
где в качестве величины используется секторная ДН, соответствующая области углов , (a,b) и - скалярное произведение и норма в пространстве L2
На втором шаге повторяется аналогичная процедура для функции
(6)
В случае необходимости аналогичным образом проводится определение оптимальных параметров для третьего и последующих элементов.
Оценка эффективности
Целью проведения серии расчетов являлась оценка эффективности предлагаемого подхода, включая описанный метод нахождения квазиоптимальных решений. Эффективность методики понимается как увеличения минимального значения коэффициента усиления в пределах заданного сектора углов. Как уже отмечалось, увеличение этой величины в раз означает возможность уменьшения мощности бортового передатчика в раз или увеличение дальности действия радиолинии с предлагаемой антенной системой ориентировочно в раз.
Проведенные расчеты для ряда модельных ситуаций показали достаточно высокую эффективность предложенной методики нахождения квазиоптимальных решений. Для расчетов использовался случай, соответствующий задаче обеспечения связи воздушного объекта с наземной станцией связи при следующих условиях:
- прямая видимость объекта с наземной станции;
- произвольной ориентации объекта в азимутальной плоскости,
- диапазон значений по углу места .
Объект - малоразмерный летательный аппарат длиной 18λ .шириной 3λ размахом крыльев 13λ (λ - длина волны).
Для осуществления численных расчетов объект представлялся проволочной моделью, собственно расчет диаграмм направленности осуществлялся с использованием метода моментов. Проведенные расчеты показали, что при использовании единственной антенны, положение которой оптимизировано в соответствии с критерием (2) в диаграмме направленности не удается избежать наличия довольно глубоких интерференционных провалов со значениями до -26.7 дБ.
При установке второго антенного элемента с параметрами, оптимизированными в соответствии с описанной процедурой, наблюдается значительное уменьшение глубины провалов - до значений порядка - 13.5 дБ. Таким образом, выигрыш , полученный от использования уже двухэлементной решетки, оптимизированной согласно предлагаемому подходу, составляет величину около 13.дБ.
Аналогичные результаты имеют место и при оценке качества согласно вероятностному критерию (3). Выигрыш - составляет величину порядка 2 дБ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- А. Смоляков. Первым делом самолеты без пилота. Информационный бюллетень Авиация общего назначения. - N 7, август. - 1995.
- Чони Ю.И. Метод сопряженного оператора в задачах синтеза антенн и смежных прикладных задачах. - Физика волновых процессов и радиотехнические системы. Том 7. - №1. - 2004. - стр. 47-53.