Сегодня существует большое количество различных электронных мультимедийных пособий, лабораторных работ, тестирующих и обучающих компьютерных программ по предмету «Химии».
Нами был разработан ВИРТУАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ ПО РАЗДЕЛУ ХИМИИ «ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ И СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛ». Выбор темы был обусловлен тем, что существуют определенный недостаток в компьютерных разработках по этой теме и необходимостью создания иллюстрированного материала для глубокого осмысления этого раздела химии.
Данный проект (далее - Приложение) создавался нами с целью проверки уровня полученных в процессе обучения знаний, повторения в случае необходимости темы и компьютерного моделирования формы молекулы на примере соединений водорода с элементами III группы.
Данное приложение является полнофункциональным программным продуктом, написанным на алгоритмическом языке программирования Delphi, визуализированные свойства разработаны с помощью программ «X3D DEMO» и Macromedia Flash Player 6. Для работы программы необходим компьютер типа IBM (или совместимый) с установленной операционной системой MS Windows 98 и выше. Основные рекомендуемые системные требования: операционная система Windows (оперативная память 128 Мб), процессор с тактовой частотой 1000 МГц, видеоадаптер, имеющий 64 Мб видеопамяти.
При запуске данного Приложения на экране видеомонитора появляется приветствующее пользователя окно, в котором расположены кнопки управления, меню «Справка», содержащее информацию по работе с Приложением и лекционный материал. Затем обучаемый переходит к выполнению варианта задания. Для этого ему необходимо ввести следующие параметры атомов: порядковый номер, валентные электронные и электронно-графическую формулы, величину валентного угла связи в данной молекуле и выбрать необходимые формы электронных орбиталей участвующих в образовании химической связи. Если все данные введены верно, то появляется дополнительное окно, в котором анимированным образом представлено перекрывание валентных орбиталей в изучаемом соединении.
Научно-методическая основа такой формы обучения заключается в следующем: индивидуализации обучения (каждый учащийся самостоятельно выполняет индивидуальные задания, наличие задач разного уровня сложности позволяет более точно оценить качество знаний по данной теме и объективно оценить уровень знаний), интенсификации процесса обучения (наличие большого количества разнообразных тем, что позволяет учащимся выполнить и узнать правильный ответ нескольких типов заданий за одно занятие).
На основании выше изложенного, очевидно, что наиболее эффективным направлением совершенствования учебного процесса является сочетание различных форм обучения - традиционных и компьютеризированных.