В целях развития интеллектуального и инновационного потенциала некоторого региона России необходимо проведение системной реформы регионального образования, поскольку в наше время качество профессионального образования определяется культурой инновационного мышления специалиста, а также его умением комплексно сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность, ориентируясь на создание высокоэффективных производящих структур, стимулирующих рост и развитие различных сфер деятельности. Развитие инновационного образования предполагает целенаправленное формирование знаний, умений и комплексную подготовку специалистов за счёт использования современных информационных ресурсов, новых образовательных программ, методик обучения и других способов и методов, вводимых в учебный процесс. В инновационном высшем образовании должны доминировать неклассический тип научной рациональности, при которых методы и субъект познания влияют на его результаты, а научные знания рассматриваются в контексте социальных условий и социальных последствий деятельности людей.
В условиях, в которых оказалась региональная высшая школа, разрушаются традиционные для вузовской культуры элементы: методологические и научные семинары, НИРС, производственная практика на современных предприятиях, особенно находящихся за пределами региона. Необходимость введения в учебный процесс инновационных технологий очевидна. Под инновационными технологиями полагают систему методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии студента в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут, как изменять процессы воспитания и обучения, так и совершенствовать их. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Однако низкий уровень оплаты труда преподавателей вузов, а как следствие отсутствие конкуренции на рынке труда работников образования высшей школы в регионе резко отрицательно сказались на мотивации преподавателей к творческим занятиям со своими студентами. Такие занятия требуют не только высокого интеллектуального напряжения, но и значительных временных затрат. Многие же преподаватели вузов вынуждены работать в нескольких образовательных учреждениях одновременно. Со стороны студентов, в первую очередь инженерных специальностей, отмечается, что большинство из них имеют весьма смутное представление о реальной научной, рационализаторской и изобретательской деятельности. Подготовка специалистов для инновационной деятельности в производстве требуют долговременных и весьма значительных финансовых затрат и, возможно, целесообразно его использовать при повышении квалификации кадров.