Анализ состояния образования в пореформенной России показывает, что в условиях постоянно изменяющегося информационного общества актуализируется проблема поиска новых подходов к содержанию и технологиям образования в высшей школе. Вместе с тем анализ качества образования высвечивает целый ряд насущных проблем, требующих безотлагательного решения. Модернизация педагогического образования - не самоцель. Это закономерное, целесообразное, управляемое и позитивное изменение, которое: во-первых, должно создать механизмы эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в условиях осуществления модернизации российского образования; во-вторых, подчинено непрерывному развитию и саморазвитию личности педагога, образовательного учреждения, суммарный вектор целей которых направлен на личность обучающегося, как показатель и основной критерий эффективности действующей или обновляющейся учебно-воспитательной системы; в-третьих, предполагает осуществить переход от информативных, регламентированных методов обучения к развивающим, интерактивным, стимулирующим познавательную деятельность педагогов и повышающих его компетентность, к обучению творчеством на личностно деятельностной основе.
В связи с новизной заявленной проблемы еще не выработаны реальные практические пути ее реализации. Поэтому организация и проведение курсов повышения квалификации профессорско - преподавательского состава предусмотрены в рамках современных подходов к проблеме совершенствования и реформирования образования в России. Вследствие этого, на наш взгляд, реализация основных направлений модернизации образования должны носить упорядоченный, систематизированный характер и быть приняты на основе коллегиальных решений работников высшей школы.
Ориентируясь на цель повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, необходимо создание Центра повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по вопросам подготовки преподавателей высшей школы к работе в условиях модернизации общего и высшего профессионального образования, основными видами деятельности которого будут: образовательная - ведение методологически обоснованных учебных курсов по актуальным направлениям модернизации общего образования; научно-исследовательская - разработка современной модели педагогической деятельности, обогащенной идеями модернизации образования, инициирование научных исследований в области повышения квалификации педагогических кадров; методическая разработка методического обеспечения образовательной деятельности Центра; консалтинговая - организация корпоративного и индивидуального консалтинга субъектов научно-педагогической деятельности; тьютерская - поддержка и наставничество молодых специалистов; маркетинговая - изучение спроса и продвижение образовательного продукта; издательская - издание на основе ресурсов университетов фундаментальных и учебно-методических трудов и разработок.
В основу программы проведения курсов может быть положена идея динамичности и цикличности педагогического процесса, включающего три основных звена: конструирование, взаимодействие, анализ. Корректировка звеньев осуществляется посредством обратной связи, что приводит к тому, что каждый последующий цикл повторяется на более высоком уровне реализации. Результатом освоения образовательной программы является развитие профессиональных компетентностей слушателей, необходимых для эффективного и динамичного функционирования педагогического процесса. Инвариантная часть программы может состоять из двух блоков. В первом - представлены основные направления и задачи модернизации общего и профессионально-педагогического образования, во втором - пути их реализации. Так, например, в первом модуле - «Основные направления и задачи модернизации общего и педагогического образования» - раскрываются проблемы, психологические аспекты и основные пути модернизации российского образования. Второй модуль - «Конструирование педагогического процесса» включает рассмотрение таких вопросов, как целеполагание при конструировании учебного процесса, непосредственно конструирование, деятельность педагога в этом процессе и современные методы психологической и педагогической диагностики. В третьем модуле -«Взаимодействие педагога и обучающихся» - рассматриваются ключевые компетентности и пути их достижения, деятельностный подход в реализации содержания образования, психологические теории обучения, педагогические, информационные и коммуникационные технологии, обучающийся как субъект педагогического процесса, воспитательные системы. В четвертом модуле - «Анализ результатов педагогического процесса» - раскрываются вопросы анализа и оценки результатов деятельности обучающегося, корректировки содержания образования, рефлексивной деятельности педагога и обучающегося. Вариативная часть программы может быть представлена двумя разделами. В первом рассматриваются актуальные вопросы модернизации общего и педагогического образования, отражаются специфика контингента слушателей (профильное обучение, модернизация начальной школы, информационные и коммуникационные технологии, психологические основы управленческой деятельности, элективные курсы, стиль научных публикаций, организация инновационной деятельности, компетентностный подход в образовании, тьюторская деятельность).
Методологической основой реализации программы курсов является деятельностный подход в обучении. Этот подход определил выбор методов и образовательных технологий: дискуссия, мозговой штурм, метод номинальных групп, метод проектов, технология «кейс-стади», тренинговые технологии и другие. Формы организации деятельности курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава - творческие мастерские, разработка и защита проектов. Таким образом, реализация основных направлений модернизации образования в высшей школе обращена на: ориентацию современной модели педагогической деятельности, обогащенной идеями модернизации; интеграцию интеллектуальных, информационных, кадровых и материальных ресурсов региона; направленность деятельности профессорско-преподавательского состава на реализацию основных положений модернизации общего образования.
В связи с вышеизложенным, тенденции паритета личности, ее самооценки привносят в педагогическую практику совершенно иные по сравнению с недавним прошлым взгляды на роль и значение сложившейся системы образования. Динамика изменений в подготовке профессиональных кадров в настоящее время возможна в связи с модернизацией российского образования, отражающей социальные и экономические потребности развития страны, отвечающая запросам личности, общества и государства.