Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Изменение характера национальной научно-технической политики, где основной акцент делается на распространение новых знаний в экономике, повышает значение регионального аспекта инновационной политики. Федеральное правительство играет доминирующую роль в фундаментальных исследованиях и в сфере подготовки научных кадров, а регионы все в большей степени проводят в жизнь политику диффузии инноваций. Одним из важнейших факторов развития и эффективного функционирования социально-экономического комплекса региона является активизация инновационной деятельности. Речь идет о реализации приоритетных инновационных программ, повышении использования научных разработок, внедрении в производство результатов фундаментальных и прикладных исследований.

Роль регионального правительства - стимулировать развитие экономики региона путем инициирования и координирования региональных инновационных программ.

Специфика региональных программ состоит в том, что они формируются и реализуются на уровне субъектов Федерации. В региональных программах должны учитываться общегосударственные и региональные интересы. Отбор проблем для формирования программ осуществляется территориальными органами власти и управления. Управление разработкой и реализацией региональных программ осуществляется структурами исполнительной власти региона, финансирование - за счет средств региона и других источников (частные инвесторы, венчурные банки, займы и пр.).

Инновационная программа, эффективная для одного региона, может оказаться неэффективной для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная расположенность, уровень компетенции разработчиков по основным направлениям инновационной программы, наличие интеллектуальной и материально-технической базы и т.п. Все эти факторы оказывают влияние на результативность инновационного программы, но оценить их количественно очень трудно, а в некоторых случаях и невозможно, поэтому их необходимо учитывать на стадии формирования инновационных региональных программ (ИРП). Поскольку в каждом конкретном регионе существуют свои факторы, влияющие на эффективность ИРП, то универсальной методики формирования и реализации ИРП нет.

Задачей руководства региона является правильно сформулированная политика инновационного развития региона. Что должно лежать в основе данной политики? В первую очередь - определение приоритетных направлений инновационных программ. В каждом регионе существуют принятые законодательными и исполнительными властями программы социально-экономического развития регионов (ПСЭРР). В данных программах уже заложены приоритеты развития региона. Используя ПСЭРР как основу, мы можем заложить канву для инновационных региональных программ (ИРП).

Следующим этапом является создание регионального банка инноваций через создание региональной инновационной системы (РИС). РИС - это будет совокупность организаций частного и регионального сектора экономики, ведущих исследования и разработки, производство и реализацию высокотехнологичной продукции (высшие учебные заведения, академические институты, научно-исследовательские институты, крупные и мелкие компании, региональные технопарки), а также занятых управлением и финансированием инновационной деятельности. Важнейшей частью РИС будет являться институциональная среда, т.е. совокупность законодательных актов, норм, правил, инструкций, которые определяют формы, методы и интенсивность взаимодействия всех субъектов рынка, занятых инновационной деятельностью, с другими сегментами региональной экономики. Именно РИС должен выступить не как организационно оформленный комплекс, а как новая форма экономического и финансового взаимодействия вовлеченных в инновации экономических агентов.

При создании регионального банка инноваций мы должны четко определить эволюционный цикл инновации: стадию «новые знания», стадию «новация», стадию «НИОКР», стадию «коммерциализации», стадию «реализации». Важность данного определения заключается в последующем выборе инвестирования инноваций.

Во многих регионах России преобладают менее рискованные и недорогие инновационные программы, что, естественно, снижает эффективность социального и экономического развития данной территории. Отметим и такое явление: нововведения в ряде регионов приобрели форму скачкообразной поочередной технологической модернизации. В ряд ли такой подход можно определить как целесообразный.

В ходе отбора ИРП мы должны сформировать систему показателей, которые в последующем позволят нам максимально точно определить приоритетность и эффективность ИРП для принятия и реализации.

Каждая региональная программа характеризуется сразу несколькими признаками:

  • по территориальной принадлежности (областная, краевая);
  • по масштабности (узкоспециализированная, комплексная);
  • по продолжительности (среднесрочная и т.п.).

По мнению автора оценку ИРП в целом необходимо проводить системой количественных и качественных показателей:

  • показатели целей программы;
  • показатели эффективности конечных результатов: экономические, социальные, научно - технические, экологические и другие эффекты, в полной мере отражающие полезность (ожидаемую, полученную) выполнения ИРП.

Далее необходимо определить:

  • показатели прямого эффекта;
  • показатели перераспределенного эффекта;
  • показатели полного эффекта.

Результат формирования системы количественных и качественных показателей, которая даст возможность оценить вклад инновационного проекта любого уровня (по ранжированию) в достижение конечных целей, обуславливает возможность расчета эффективности формирования и финансирования ИРП.

Для расчета эффективности инновационных региональных программ используем методологию «издержки-выгода». Анализ «издержки-выгоды» в мировой практике остается самым распространенным методом сравнительной оценки социально - экономической эффективности бюджетных инвестиций.

На первом этапе - используя анализ «издержки-выгоды» оцениваем затраты проекта и его результаты, приводя их к общему знаменателю. Если выгоды превышают издержки (оба показателя должны быть выражены в дисконтированном виде), то программа приемлема, если нет - ее следует отклонить. Данный анализ дает нам возможность провести ранжирование внутри ИРП.

На втором этапе - необходимо четко определить приоритеты в оценке ИРП. Используя экономический анализ мы должны четко определить концепцию финансовой прибыли и концепцию социальных выгод ИРП. Далее методологически определиться: в каком случае оценки ИРП мы отдаем приоритет финансовым выгодам и, в каком случае, мы отдаем приоритет социальным выгодам. Различие этих двух подходов находит отражение в различных статьях издержек и выгод, а также в самой оценке издержек и выгод.

На третьем этапе - используя анализ «издержки-выгоды» проведем финансовый анализ распределения средств внутри ИРП. Финансовый анализ выявляет денежную прибыль, которая извлекается из осуществленной ИРП. Выгоды - это позитивные последствия осуществления ИРП с точки зрения реализации фундаментальных выгод, а издержки оцениваются по упущенным выгодам, то есть тем выгодам, которые могли бы быть получены, если бы ресурсы были использованы наилучшим способом. Таким образом, анализ «издержки-выгоды» поможет удостовериться в том, что никакое альтернативное использование средств, которые должны быть израсходованы в рамках ИРП, не принесло бы лучших результатов.

Базируясь на методологии «издержки-выгода» при определении эффективности мы имеем основания для выбора наилучшей ИРП. Инвестируя ИРП из средств регионального бюджета подходим к новой интересной задаче: сравнить эффективность ИРП и эффективность инвестиций в ИРП.

Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант №06-02-04024а.