Уже много лет весь мир говорит об "информационном взрыве", огромной скорости обновления знаний, непрерывном появлении новых профессий, необходимости постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Всё это действительно так. Тогда возникают два принципиальных вопроса. Как адаптировать к такой ситуации школу, техникум, вуз, если и без того проблема перегрузки школьников, студентов и преподавателей стоит очень остро? Второй вопрос - как организовать массовое послевузовское образование (послешкольное или другое "после" - после учёбы в образовательном учреждении), непрерывное, нужное человеку в течении всей активной жизни? Другими словами, надо поддерживать весь комплекс образовательных услуг для детей и взрослых, в школе и дома, возможно, в каких-то ещё " пунктах образования", типа библиотеки или Интернет-кафе с педагогической поддержкой. Сегодня этот комплекс называют "открытое образование". Книга своим появлением способствовала появлению первых университетов. Она определила самостоятельную работу студентов как неотъемлемую часть учебного процесса. Внедрение компьютера в учебный процесс привело к ещё большему акцентированию самостоятельной учебной работы. Новая информационная среда позволяет развивать и новые формы обучения, основываясь на интерактивности общения преподавателей (тьюторов) и студентов. Именно интерактивность позволяет надеяться на эффективное, реально полезное расширение сектора самостоятельной учебной работы. В качестве "приборной базы" при выполнении лабораторных работ могут быть использованы пакеты расширения Simulink и Power System Blockset широко распространённого пакета MatLab, в электротехнике - OrCAD 9.1; Workbench 5; Micro-Cap V и другие. При расчёте и моделировании полей электрической, магнитной, температурной природы, а также механических упругих напряжений и деформаций можно использовать программу ELCUT 5.1, которая решает задачи, описываемые уравнениями Лапласа, Пуассона. Но при очной форме обучение широкое использование выше перечисленных программ вряд ли целесообразно. Никакая виртуальная лабораторная работа не заменит физических усилий, которые нужно применить обслуживающему персоналу электрической подстанции при включении механического привода разъединителя и не смоделирует звук отключения масляного выключателя. Студенты должны понимать физические процессы, протекающие в исследуемом объекте, электрической цепи и уметь их моделировать, составлять исходные уравнения, описывающие эти процессы и уметь решать эти уравнения. При этом анализ и математическое описание исследуемого процесса остаётся за студентом, а решение уравнений и представление результата или отчёта выполняется на компьютере. Причём очень часто можно использовать Exsel, который является стандартным приложением Microsoft Office. Например: современная теория линейных электрических цепей базируется на матричных методах их численного и символьного расчёта. Следует отметить, что главное место в учебном процессе инженерных специальностей должен занимать эвристический диалог как наиболее выразительная форма креативного образования. При этом эвристический диалог с компьютерной поддержкой должен реализовывать некий набор базовых функций: поэтапное развитие творческого инженерного мышления на базе решения набора всё более усложняющихся инженерных задач; многоуровневая интеллектуальная компьютерная поддержка. Что приведёт к профессионально-творческому саморазвитию студентов инженерных специальностей.