Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В настоящее время проектирование механизмов главного движения лесопильных рам производится на основе априорной информации о приемлемых характеристиках его звеньев и передаточных устройств. В результате, как показывают расчёты и эксперименты, в ряде конкретных реализаций параметров возможны неустойчивые (резонансные) проявления. Поэтому на всех этапах проектирования требуется создание системы интеллектуальной поддержки управления его логическим и математическим моделированием.

Для реализации такой системы разработан алгоритм, включающий следующие этапы.

На начальном этапе задаются тип, объем производства, вид продукции, характеристика сырья, природно-геологические условия. На этой основе решается логическая задача выбора типа лесопильной рамы: общего назначения, для производства обычных пиломатериалов из стандартного пиловочного сырья в нормальных природно-геологических условиях, или специального назначения, для производства тарной продукции, лыжных заготовок, распиловки короткомерного сырья, работы на слабых грунтах и т.п.

На втором этапе определяется вид механизма резания: одношатунный, двухшатунный или бесшатунный (планетарный).

На третьем этапе задается вид траектории движения зубьев пил: прямолинейная (без отвода зубьев от дна пропила при холостом ходе) или криволинейная (с отводом зубьев от дна пропила при холостом ходе).

На четвертом этапе задается структура механизма, геометрические и механические характеристики звеньев механизма резания. Составляется математическая модель, описывающая кинематику и динамику механизма. Производится ее исследование, определение условий устойчивости движения, прочности и долговечности основных элементов механизма.

В качестве обобщенной модели механизма резания предлагается использовать модель двухшатунной лесопильной рамы с качающимися нижними направляющими и криволинейной траекторией зубьев пил. Особенностью данной модели является наличие эксцентрикового механизма, производящего отвод нижних направляющих на холостом ходу. Это позволяет снизить (исключить) скобление нерабочих граней зубьев о дно пропила на холостом ходу. Эта модель позволяет путём упрощения (обнуления некоторых геометрических и механических параметров) переходить к модели механизма с прямолинейным движением пил или к одношатунным механизмам.

В случае нарушения условий устойчивости движения, прочности и долговечности основных элементов механизма предусмотрен возврат к предыдущим этапам алгоритма: от выбора для конкретных условий типа лесопильной рамы, вида её механизма главного движения, траектории движения пил до значений кинематических и динамических параметров, отвечающих заданным требованиям.

Управление такими моделями производится машинным способом с привлечением программ САПР. Путём изменения исходных параметров можно достаточно точно определить оптимальные значения, необходимые для конкретного случая.