Молодежный рынок труда имеет свои специфические черты.
1. Неустойчивость предложения, обусловленная социально - профессиональной неопределенностью молодежи. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.
2. Низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.
3. Скрытые размеры. Данные официальной статистики не позволяют адекватно оценить масштабы занятости молодежи. Работодатели частного сектора подчас игнорируют правовые нормы, регулирующие наем, увольнение, продолжительность рабочего дня и прочие льготы, предоставляемые в госсекторе. В некоторых случаях отношения занятости в целях ухода от налогов и социальных отчислений не оформляются юридически и нигде не регистрируются, что приводит к грубым нарушениям трудовых норм. При этом доля занятой в частном секторе молодежи в возрасте до 24 лет в 1,2 раза превышает аналогичную долю в других секторах экономики.
4. Проблема женской занятости: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают (что вполне естественно при нынешнем законодательстве) явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.
Отметим, что по прогнозу ООН к 2050 году население России уменьшится на 25 млн. человек от уровня 2000 года. При этом цифры говорят о старении населения. В связи с постарением населения возникает серьезное увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население (прежде всего на молодежь). Уже в ближайшие годы, это обусловит основную социально-экономическую нагрузку на молодых граждан, еще только вступивших в самостоятельную жизнь. Заметим, что на фоне сокращения в России численности населения, в РИ наблюдается позитивная демографическая тенденция, в среднесрочной перспективе число лиц в возрасте до 28 лет будет нарастать.
Молодежная политика - это инвестиционная политика, но в сложившихся условиях, когда реалии республиканского бюджета жестко ограничивают утопические проекты тотальной государственной поддержки молодых специалистов, она должна сосредоточивается на следующих основных направлениях:
1. Институциональное
Для эффективного функционирования системы следует провести активную нормотворческую работу и наладить социальное партнерство государственных и общественных структур. Целесообразно создать маркетинговую службу, которая бы прогнозировала спрос и предложение на рынке образовательных услуг.
2. Информационное.
Государственная политика формирования молодежных информационных ресурсов должна предусматривать решение следующих задач:
- интеграция молодежных информационных ресурсов РИ, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
- создание и развитие информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве на базе современных информационных технологий, международных стандартов, общероссийской системы классификации и кодирования информации;
- обеспечение достоверной и обновляемой информации в молодежных информационных ресурсах РИ;
- повышение уровня информационной грамотности в молодежной среде;
3. Внутриорганизационное
Молодые люди должны рассматриваться как основной ресурс, определяющий успех деятельности организации в будущем. В соответствии с этим необходимо создавать все условия для реализации молодежной политики: оценка квалификации, вознаграждение и развитие профессиональных навыков молодых сотрудников организации. Основу этой концепции составляют возрастающая роль личности, знание мотивационных установок молодого человека, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.