Материалы и методы. В исследование включено 24 здоровых юношей и девушек в возрасте 19-20 лет, которым проводилась ночная полисомнография (ПСГ) («Aurora PSG», Grass - Telefactor, США) с параллельным и синхронным 12 - часовым холтеровским мониторированием электрокардиограммы («Кардиотехника 4000», Инкарт, С. - Петербург) и гемодинамики (КМ - АР - 01, Диамант, С.- Петербург). Исследование включало 2 этапа: адаптационная ночь, результаты которой не учитывались, и ночь исследования. Анализировались следующие показатели: частота сердечных сокращений (ЧСС), квадратный корень средних квадратов разницы между смежными кардиоинтервалами (RMSSD, мс), стандартное отклонение от средней длительности всех синусовых интервалов (SDNN, мс), процент кардиоинтервалов, отличающихся от соседних более, чем на 50 мс (рNN50, %), общая мощность спектра ритма сердца (tp, total power, мс2), мощности в диапазоне 0,00 - 0,04 Гц (VLF, very low frequency, мс2), 0,04 - 0,15 Гц (LF, low frequency, мс2), 0,15 - 0,4 Гц (HF, high frequency, мс2) и соотношение LF/HF. Спектральные составляющие LF и HF анализировались как в абсолютных значениях, так и в производных от них нормализованных единицах (н.е.), которые автоматически рассчитывались согласно формулам LFн.е.=LF/(tp-VLF) и HFн.е.=HF/(tp-VLF). Из гемодинамических показателей учитывались ударный индекс (УИ) и объем крови (ОК).
Результаты и их обсуждение. Результаты оценки вариабельности сердечного ритма в среднем за время сна, в периоды NREM сна и REM сна показали достоверное (р<0,05) увеличение по сравнению с бодрствованием связанных с парасимпатической активностью HF, HFн.е., RMSSD и рNN50, а значения показателей центральной гемодинамики, частоты сердечных сокращений (ЧСС), маркеров симпатической активности LF/HF и LFн.е., наоборот, достоверно (р<0,05) понижались. Наряду с этим абсолютная мощность LF и tp в среднем за все время сна не изменялись, что, очевидно, было связано с их разнонаправленными сдвигами в NREM и REM сне, нивелировавшими их динамику в среднем за данный период времени.
Анализируемые показатели по-разному изменялись в фазы сна. Так, минимальные значения tp, VLF, LF, LF/HF и LFн.е., ударного индекса и объема крови отмечались в NREM сне, особенно в глубоких стадиях. Наряду с этим, во II стадии NREM сна наблюдался некоторый рост значений большинства показателей по сравнению с I, III и IV стадиями. В REM сне по сравнению с NREM сном наблюдалось статистически значимое (р<0,05) увеличение этих показателей. Причем tp, VLF и объем крови превышали таковые при бодрствовании.
Отмечались некоторые закономерности изменения гемодинамики в разных циклах сна. Так, в последнем цикле сна (в утренние часы) наблюдалось сопоставимое с бодрствованием и достоверно большее (p<0.05), чем в середине ночи, увеличение объема крови и ударного индекса. При этом ЧСС и вариабельность сердечного ритма в различные циклы сна статистически не отличалась.
Обнаруженные эффекты во сне могут быть связаны с изменением параметров системы дыхания и барорефлекторной чувствительности во сне, изменениями в деятельности центральной нервной системы.