В [1] предложен ПЧ, силовая схема которого практически идентична трехфазной мостовой схеме ПЧ с АИТ, но как и в НПЧ, коммутация тиристоров инвертора сетевая (естественная) и есть двухсторонняя связь между нагрузкой и сетью, то есть возможен режим рекуперации энергии в сеть, а частотный диапазон примерно такой же, как и в «классическом» НПЧ.
Таким образом, очевидные преимущества предлагаемого ПЧ заключаются в простоте его силовой схемы: два тиристорных моста вместо шести в «классическом» НПЧ аналогичной пульсности.
Однако очевидны и недостатки: как у всех ПЧ со звеном постоянного тока имеет место двойное преобразование энергии (что, учитывая малые потери в тиристорах, не столь существенно), а главное, в цепь питания выпрямителя вводятся три однофазных насыщающихся трансформатора.
Следовательно, решение вопроса о конкурентности ПЧ по сравнению с обычным НПЧ возможно лишь с учетом основных параметров упомянутых коммутирующих трансформаторов, рассчитанных для конкретных нагрузок.
В [1] описаны коммутационные процессы в ПЧ со звеном постоянного тока и сетевой коммутацией, изложена методика расчета основных параметров коммутирующих трансформаторов и определены эти параметры применительно к использованию в качестве нагрузки асинхронных короткозамкнутых двигателей серии «4А», 380 В.
При анализе коммутационных процессов приняты следующие допущения:
- Индуктивность дросселя в цепи выпрямленного тока Ld → ∞, а значит и ток в межкоммутационном интервале неизменен.
- Коммутирующие трансформаторы имеют сердечники с «идеальной» прямоугольной петлей гистерезиса.
Анализ коммутационных процессов показал, что коммутирующие трансформаторы должны быть рассчитаны на время насыщения большее, чем время коммутации инвертора при максимальной нагрузке.
В электрических градусах указанный временной интервал, то есть угол коммутации γ, определяется из известного трансцендентного уравнения [2]:
(1)
где I - ток нагрузки; XΣ - суммарный реактанс контура коммутации; Uк - амплитуда коммутирующего напряжения:
(2)
(Uлм - амплитуда линейного напряжения питающей сети; КТР - понижающий коэффициент трансформации).
Важнейший параметр коммутирующих трансформаторов - произведение сечения сердечника S на число витков первичной обмотки W1 - можно оценить по отношению интегралов:
(3)
где - относительное значение вольт-секундного интеграла на коммутирующем трансформаторе по отношению к вольтсекундному интегралу сетевого напряжения за один полупериод.
При заданном токе нагрузки приращение магнитного потока dФ за время коммутации постоянно и не зависит от α, что позволяет определить для любого частного значения α.
Действительно, при α = 0 выражение (3) с учетом (1) дает:
, (4)
а при α = π/2
, (5)
где (6)
(Iн - номинальный ток нагрузки; Кт - коэффициент перегрузки по току; Ха - суммарный реактанс одной фазы в контуре коммутации).
Реактансом рассеяния коммутирующего трансформатора можно пренебречь, так как он значительно меньше реактансов фаз двигателей (нагрузки).
В этом случаев при известном реактансе нагрузки выражения (5) и (6) позволяют легко рассчитать вольтсекундный интеграл (SW1)*.
Например, для асинхронных короткозамкнутых двигателей серии «4А», 380 В во всем диапазоне мощностей до 315 кВт расчеты дают следующие результаты:
(2,3 · Кт) % ≤ ≤ (5 · Кт) % (7)
- для двигателей с синхронными частотами вращения 3000, 1500 и 1000 об/мин и
(4,7 · Кт) % ≤ ≤ (6,3 · Кт) % (8)
- для двигателей с n0 = 750 об/мин.
Выражения (7) и (8) получены для Ктр = 1,2, то есть для .
В реальной ситуации << 20 % Iном, поэтому коэффициент трансформации может быть уменьшен, например, до Ктр = 1,1 и, соответственно, уменьшится в (7) и (8).
Относительная (реактивная) мощность коммутирующих трансформаторов может быть определена как энергия коммутации в единицу времени, отнесенная к мощности установки. Учитывая, что при заданном токе нагрузки I энергия единичной коммутации равна LI2/2, где L = X:w - индуктивность фазы в контуре коммутации, I ≤ Iном по условиям нагрева, число фаз равно трем, а при f1 = f2 = 50 Гц за Т = 0,01 с в фазе совершается коммутация, реактивная мощность коммутирующих трансформаторов
Q* (9)
где Рном - номинальная мощность нагрузки (двигателя); η - КПД; w = 314;
Х - фазный реактанс в контуре коммутации.
Расчеты по выражению (9) дают следующие результаты:
2 % ≤ Q* ≤ 2,65 % - в группе двигателей 3000, 1500 и 1000 об/мин,
2,8 % ≤ Q* ≤ 4,15 % - в группе 750 об/мин.
Сопоставление результатов расчета относительной мощности коммутирующих трансформаторов и вольтсекундного интеграла позволяют заключить, что последний является определяющим, то есть «установленная мощность» коммутирующих трансформаторов в рассмотренном случае не превышает 5 % мощности установки в целом - при номинальных нагрузках и 10 % - при возможных двукратных перегрузках.
В «классическом» безтрансформаторном НПЧ между сетью и преобразователем устанавливаются токоограничивающие реакторы (воздушные или с сердечником). В исследуемом ПЧ роль токоограничивающих реакторов могут выполнять коммутирующие трансформаторы, вполне соизмеримые с реакторами по массогабаритным показателям. В то же время, как упомянуто выше, число силовых тиристоров в описанном ПЧ втрое меньше. Следовательно, проще конструкция ПЧ и его система управления (меньше каналов управления). Установка в целом получается значительно компактнее, чем обычный НПЧ и ее применение для низковольтных асинхронных двигателей «4А» представляется оправданным, особенно для приводов, работающих в старт-стопном режиме, в режиме переменных частот вращения, сопровождающихся «подтормаживанием» при переходе на меньшую частоту вращения, то есть в тех случаях, когда режим рекуперативного торможения занимает существенную часть времени в рабочем цикле привода (трудности реализации режима рекуперации в ПЧ с автономными инверторами общеизвестны).
Заметим, что как и в известных НПЧ, на низких частотах может быть осуществлена модуляция угла запаздывания включения α с целью получения квазисинусоидального тока в обмотках двигателя.
Применение ПЧ с описанным способом коммутации инвертора может оказаться весьма эффективным и, например, в надсинхронном вентильном каскаде, где коммутирующие трансформаторы используются лишь в окрестности перехода через синхронную частоту вращения двигателя [1], а также в синхронных частотно-регулируемых электроприводах (вентильных двигателях) - для разгона до частоты вращения n ≈ (10-15) % n0, когда уже возможна коммутация за счет ЭДС самого двигателя, однако данная рекомендация требует как схемных проработок, так и дальнейшего количественного анализа, выходящих за рамки данной журнальной статьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Магазинник Л.Т. Дискретно-регулируемый преобразователь частоты для электроприводов переменного тока //Известия вузов. Проблемы энергетики.- 2004.- № 5-6.- С. 48-55.
- Каганов И.Л. Промышленная электроника.- М.: «Высшая школа», 1968.