Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Научная интуиция, как факт философского дискурса чрезвычайно интересна и привлекательна для исследования. Она, безусловно, имея идеальную природу существования, столь загадочна и таинственна в своем феномене и его постижении, что можно рассматривать интуицию в статусе понятия большой сложности. Существование интуиции очевидно. Сомневаться в этом нельзя, но постигнуть ее тоже нельзя. Таков, казалось бы, правильный подход к этому вопросу. Но, все же, есть возможность постижения интуиции.

Научная интуиция в исследованиях разных авторов рассматривалась достаточно основательно и многоаспектно. Научная интуиция - это особая способность, это теоретическая способность человеческого интеллекта наблюдать самого себя как мыслящего. Это весьма интересное, редкостно социальное утверждение, раскрывающее сложность интуиции как суть предельной вещи. Определение научной интуиции через способность, наводит на мысль о возможности ее развития. Тогда степень развития теоретической способности человеческого интеллекта и есть критериальный определитель развитости интуиции. Но вместе с тем возникает вопрос, а если такой способности как врожденного качества нет? Есть ли у человека вообще интуиция? В частности, вопрос о научной интуиции ответ находит.

Научная интуиция есть, объективно существующая, но еще не обнаруженная закономерность; больше всего привлекает слово "объективная". Научная интуиция - это независимая, существующая самостоятельно закономерность. Слово "закономерность" раскрывает внутреннюю суть характера интуиции, ее динамичность, которая для внешнего наблюдения является невидимой, неосязаемой, неслышимой и так далее. Интуиция означает глубину внутренней созерцательности, что и определяет её истинное присутствие в человеке. А чистота созерцательной обращённости к ней делает ее более частой гостьей. Здесь вспоминаются слова Петра Ильича Чайковского, который говорит, что вдохновение - гостья редкая и, чтобы пришло вдохновение нужно очень много потрудиться; равно также и интуиция заставляет, чтобы мы расширяли свой круг познания, расширяли знания, трудились над ней.

Интересен аргумент, что не все считающееся интуитивным действительно может не являться таковым. Отсюда напрашивается вывод, что природа научной интуиции не физиологична и не столь психологична. Так в чем же состоит ее природа? Поиск ответа на этот вопрос может действительно пролить свет на онто-гносеологические истоки истинности научной интуиции и способствовать формированию о ней соответствующего образа. Объективность научной интуиции безусловна. «Не остается ничего иного, как определить тайну его в виде сущности».

И коль скоро верно утверждение, что наука опирается на интуицию, то и человек, участвующий в процессе выработке решений, тоже может на инее полагаться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Канапацкий А.Я. Онтологическая истинность духовности: Уфа: БГУ, 2005г.
  2. Кунафин М.С. Эволюция принципа объективности. - Уфа: БГУ, 1998

Работа представлена на юбилейную конференцию с международным участием «Современные проблемы науки и образования», 5-6 декабря 2005г., г.Москва. Поступила в редакцию 28.11.2005г.