Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Сегодня Север оказался одним из наиболее пораженных социально-экономическим и политическим кризисом регионов, здесь произошел упадок многих базовых горнопромышленных производств, свертывание геологоразведочных работ, разрушение хозяйственных связей, резкое ухудшение инфраструктурных областей, многократное повышение цен и тарифов. Обесценение денежных накоплений населения ударило северян не только материально, но и морально. Более 10 тыс. людей покинули Север. Среди них много квалифицированных специалистов в трудоспособном возрасте. Однако в обозримом будущем Россия без ресурсов Севера обойтись не может. В настоящее время на Севере производится свыше 20% национального дохода России при доле численности населения в 8%, здесь добывается 75% нефти, 92% газа, 15% угля, вырабатывается 15% электроэнергии, заготавливается более 50% древесины. Это главный валютный цех Российской Федерации. На его долю приходится свыше половины валютных поступлений, что свидетельствует о значительном экономическом потенциале и реальном вкладе Севера в национальную экономику. Следует переосмыслить назначение Севера в его глобальном и общенациональном масштабе и выстроить разумную стратегию действий по его развитию.

В результате наших исследований сформулированы главные специфические проблемы качества жизни человека на Севере:

  • проблема человека на Севере, его акклиматизация в северных условиях и охрана здоровья;
  • проблема создания условий для облегчения и ускорения процесса адаптации населения, прибывающего из других районов страны, отбор людей, направляющихся на Север по состоянию здоровья;
  • проблема организации охраны здоровья людей. Период акклиматизации людей, страдающих сосудистыми заболеваниями и некоторыми другими болезнями, особенно длителен, продолжается несколько лет, нередко они и совсем не могут акклиматизироваться в суровых природных условиях Севера. Работоспособность людей, для которых процесс акклиматизации происходит трудно, сильно снижена. Чаще всего через относительно короткое время им приходится уезжать из районов Севера;
  • проблема повышения уровня технологического производства и рост технического вооружения всех отраслей хозяйства Севера, всемерной экономии живого труда. Ее решение предполагает привлечение на Север квалифицированных кадров. В связи с этим надо признать, что система организованного набора, производившаяся в массовом порядке, с вербовкой малоквалифицированных работников без отбора по состоянию здоровья, изжила себя. Необходим целевой набор квалифицированных кадров соответствующих специальностей на определенное время. Она усугубляется тем, что здесь очень высоки затраты на обустройство работников и их семей. Привлечение нового населения в районы более "дорогого" Азиатского Севера будет идти в масштабах неизмеримо больших, чем в районы Европейского Севера;
  • проблема текучести кадров. На Севере необходимо создание лучших жилищных и культурно-бытовых условий. Должны быть установлены
  • повышенные нормы по медицинскому обслуживанию, развитию торговой сети. Одной из важнейших задач является создание в районах нового освоения всего комплекса благоустройства территории и населенных пунктов. Создание благоприятных условий жизни для прибывающего населения до начала освоения будет способствовать тому, что прибывающие жители быстрее акклиматизируются и будут способны давать более высокую производительность труда;
  • проблема экономически эффективных методов освоения новых районов: применение экспедиционных, вахтовых и групповых методов разработки полезных ископаемых, создание "тыловых" баз освоения, "модульное производство" и др. формы, связанные с отказом от массового заселения территории с особо трудными климатическими условиями. Особое внимание следует обратить на "тыловые" базы, где целесообразно проводить капитальный ремонт машин и оборудования, организовывать некоторые вспомогательный производства, опорные точки снабжения и т.д. Для каждого района должны быть найдены оптимальные решения в зависимости от конкретных условий.

Россия - северная страна со всеми вытекающими исходя из этого особенностями, и в рыночной экономике политика государства должна строиться с четким пониманием этих проблем.

Республике Коми, как и многим северным регионам, приходится осуществлять свою экономическую миссию в достаточно сложных условиях. Наши исследования подтверждают, что необходимо срочно принять Федеральную Программу развития Севера России в целом, в которую составной частью вошла бы Концепция качества жизни человека на Севере.

В последние годы рыночных реформ резко обострилось множество противоречий экономического и социального развития, что привело к снижению уровня и качества жизни населения. Это проявляется, прежде всего в трудном экономическом положении населения, загрязнении природной среды, усилении негативных тенденций, таких как социальная деградация части населения, ухудшение физического здоровья, сокращение средней продолжительности жизни, повышение уровня смертности, рост преступности, возрастание дифференциации доходов различных групп населения, ухудшение социальной защищенности многих категорий населения. Все это предопределяет необходимость активизации фундаментальных исследований по проблемам качества жизни населения страны и ее отдельных регионов, в том числе северных.

Существующие методики оценки уровня жизни населения не учитывают так называемую "северную составляющую", в то время как сегодня необходима концепция качества жизни населения северных регионов и система показателей оценки уровня и качества жизни. Нами исследованы особенности социальных процессов и уровня жизни населения на Севере; уточнены основополагающие понятия и термины качества жизни населения; внесены предложения по совершенствованию правового механизма регулирования уровня жизни населения в северных регионах; выявлены роль и характер взаимодействий системы экономических, социальных политических и иных факторов и условий, влияющих на формирование и повышения качества жизни населения северных регионов. Для реализации социально-устойчивого развития северных регионов и изменения сложившейся ситуации на Севере в первую очередь необходимо снять искусственно созданные государством препятствия к развитию экономики, культуры и социальной сферы, формированию рыночной среды. Целесообразно привлечь население к решению социальных и экономических проблем через органы местного самоуправления, общественные организации, самоуправляемые предприятия, обеспечить доступ населения к экономически значимой информации, совершенствовать механизм взаимодействия всех структур государственной власти и местного самоуправления непосредственно с населением и общественными организациями. Для решения конкретных проблем государственного регулирования, целесообразно законодательно оформить районирование зоны Севера России по признаку уровня комфортности (дискомфортности) проживания населения, сформулировать государственный заказ на разработку нового финансового механизма компенсаций повышенных затрат, связанных с производственной деятельностью в экстремальных и сложных условиях Севера.

Нами научно обоснована необходимость корректировки социально-экономической политики государства посредством разработки и внедрения северной модели благосостояния, соответствующей уровню экономического развития, историческим особенностям, национальным традициям и менталитету населения. Это потребует обеспечения финансирования социальных расходов в районах Севера в объеме 20% от валового регионального продукта; установления уровня налоговых изъятий в районах Севера не выше 37% от ВРП. В основе экономического регулирования социальных процессов должны быть законодательные, правовые и нормативные акты, направленные на обеспечение государственных социальных гарантий. В связи с этим нами еще раз обращено внимание на необходимость разработки:

  • Закона о социальной защите населения районов Севера;
  • Закона о минимальных социальных стандартах, дифференцированных по районам страны;
  • Закона о прожиточном минимуме с дифференциацией по районам Севера, сферам занятости, группам тяжести и напряженности труда;
  • Закона о защите заработной платы;
  • Закона о социальном партнерстве, регламентирующем поведение основных заинтересованных сторон (государства, работников и работодателей) и расширяющем сферу согласования от вопросов экономического (цены и заработная плата) до социального и экологического порядка.

Было бы логичным деятельность региональных правительств в части доходов и расходов населения в ближайшие годы направить на решение следующих задач:

  • восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения;
  • оптимизацию доходов от собственности и предпринимательской деятельности; их доля в структуре денежных доходов населения не должна превышать 16-18%;
  • содействие повышению доли расходов на потребительские товары и услуги в структуре денежных расходов;
  • стимулирование направления личных сбережений населения в реальной сектор экономики.

 В целях снижения напряженности в трудовых отношениях и разрешения конфликтных ситуаций между работодателями и наемными работниками правительствам северных регионов следует активнее вмешиваться в регулирование этих отношений на основе принципов социального партнерства и, прежде всего, в части вопросов заработной платы и условий труда.

Концептуальные и методические решения по регулированию качества жизни населения северных регионов могут быть использованы федеральными, региональными и муниципальными органами власти как теоретическая основа при разработке комплексных целевых программ социально-экономического развития соответствующих территорий, формировании региональной социальной политики.

Исследование выполнено при поддержке РГНФ.


Работа представлена на IV научную конференцию с международным участием «Экономические науки. Актуальные проблемы фундаментальных исследований»., 21-28 февраля 2006г. Хургада (Египет). Поступила в редакцию 09.01.2006г.