В процессе формирования регенерата по Илизарову в верхней трети голени МП в регенерате обычно впервые регистрировали на 7-й день при величине 0,16±0,01 г/см2 ( у здоровых детей - 0,76±0,03 г/см2, р<0,001). На 30-й день дистракции в тех участках регенерата, которые прилежали к костным фрагментам, МП непрерывно увеличивалась. Более быстрыми темпами этот процесс происходил у проксимального участка регенерата. В центре регенерата МП на протяжении всей дистракции находилась на очень низких величинах (0,07-0,09 г/см2).
В конце дистракции МП у проксимального участка регенерата составляла 47±2,4% (0,36±0,02 г/см2), у дистального - 44±3,1% (0,38±0,03 г/см2).
После завершения исправления деформации за счет сформированного регенерата и переходе на фиксацию МП продолжала непрерывно нарастать у концов костных фрагментов. В этот период наиболее интенсивно насыщалась минералами срединная зона регенерата. Через три месяца после снятия аппарата она была равна 0,67±0,04 г/см2, что составляло 89% от значений в норме.
При одновременном формировании регенератов в нижней трети бедра и верхней трети голени до операции, по сравнению со здоровыми лицами, МП в дистальном метафизе бедра была меньше на 8±0,5%, в верхней трети голени - на 12±0,3% (Р<0,05). В процессе формирования регенератов была отчетливо выражена тенденция к большим значениям МП на бедре. На бедре более быстрыми темпами происходила минерализация и срединной зоны регенератов. Подобное различие может быть объяснено лучшим кровообращением в нижней трети бедренной кости.
При удлинении бедра в нижней трети и одновременном голени в верхней трети в процессе коррекции сколько-нибудь существенной разницы в формировании дистракционного регенерата (по сравнению с бедром и голенью по отдельности) не выявлено. На фиксации МП в регенератах составляло: у проксимального участка - 77±4,4%, у дистального - 70±3,9%. Через 4 месяца после снятия аппарата МП в регенератах больше, чем до коррекции на 9±0,2%.
При коррекции одновременно на двух сегментах деминерализация больше выражена - во фрагментах 35±2,6% (на голени - 28±1,9, P>0,1). Восстановление МП происходило к концу фиксации.
Гормональная регуляция репаративного костеобразования. Операция и устранение деформации конечности являются длительно действующим стрессором. Поэтому на 14-й день дистракции концентрация кортизола была увеличена на 27%, альдостерона - на 75%. Повышенный уровень указанных гормонов надпочечников сохранялся в течение всей дистракции, хотя и медленно снижался. Величины, близкие к норме, отмечены на 30-й день фиксации.
Повышение концентрации альдостерона приводило к развитию асептической воспалительной реакции. Проявлением этого эффекта являлась отечность стопы и голени. У некоторых больных в течение нескольких дней была субфебрильная температура.
О начале костеобразования мы судили по отношению концентрации циклического аденозинмонофосфата (цАМФ) к гуанозинмонофосфату (цГМФ). Данные нуклеотиды - коферменты многих ферментных реакций, структурные единицы нуклеиновых кислот. Изменение их соотношения приводило в движение клеточный пул, стимулировало пролиферацию и деление клеток костного мозга.
Концентрация кальцитонина увеличивалась в 2,4 раза. Наибольшее содержание отмечено в конце дистракции. Таким образом, метод Илизарова создает наилучшие условия для репаративного процесса у лиц с патологией в области коленного сустава.