Участие студентов в научной работе под руководством опытных преподавателей позволяет развивать творческое мышление, воспитывать потребность в знаниях и умение применять теоретические знания в практической деятельности, поддерживать активную жизненную позицию. Общение учёного (преподавателя вуза) со студентами в процессе совместной научно-исследовательской работы не только способствует индивидуализации обучения студента, но и возникает творческое сотрудничество учёного и студента.
Поэтому незря высшая школа рассматривает научно-исследовательский и учебный процесс как одно из важных направлений качественного улучшения подготовки специалиста. В этой связи предусмотрительно необходимо планировать обогащения содержания учебных дисциплин новейшими достижениями науки, привлечение к чтению лекций, других видов занятий научных сотрудников исследовательских подразделений, ведущих учёных и организаторов различных сфер деятельности и производства. Необходимо также проводить модернизацию действующих и создание новых учебных лабораторий, проводить межвузовские учебно-научные встречи, факультетские, вузовские и межвузовские студенческие научные конференции.
В результате таких преобразований студенты будут иметь возможность: во-первых, не только быть в курсе современных научных концепций, но и непосредственно участвовать в их разработке; во-вторых, это способствует потребности развития у каждого обучаемого самостоятельности и инициативы; в-третьих, расширение научных интересов студентов способствует устранению той односторонности, которая таится в специальной подготовке.
Решающее значение имеет всесторонняя реализация принципа единства преподавания и научной работы, учебного и научно-исследовательского процессов. Большими возможностями в этом отношении располагают как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы обучения. Нетрадиционные формы и методы усиливают творческий характер учебного процесса. Среди них хорошо зарекомендовали себя различного рода научно-творческие объединения студентов, проведение конкурсов научной работы студентов, многообразные смотры и выставки научно-технического творчества студентов, олимпиады. Повышается уровень курсовых работ и дипломных проектов, возрастает интерес к студенческим научным конференциям; необходимо чаще практиковать участие студентов в научных конференциях с учёными, публикация статей в научной периодике, тематических сборниках. Всё это способствует систематическому сближению на учебных занятиях, при самостоятельной работе студентов решению поставленной цели - интеграции научно-исследовательской работы и учебного процесса.
Студенты высоко ценят в научной работе самостоятельность и общественную значимость выполняемых ими работ.
В полной мере не используются, и по сей день для студенческой научной работы многочисленные производственные практики, подготовка курсовых и дипломных работ по темам, предложенным предприятиями. Всё это необходимо учитывать при подготовке специалистов. Часть материала, полученного студентами в ходе производственных практик, может быть оформлена в виде рекомендаций, практических предложений и передана предприятиям, а также использована для написания дипломных работ.
Опыт руководства написания дипломных работ особенно важен, поскольку они являются традиционной и «естественной» формой исследовательско-поисковой работы, приобретённой студентами в процессе учебной деятельности и самостоятельной работы в ВУЗе. Необходимо также использовать следующую мотивацию; что бы темы дипломных работ чаще были связаны с будущей профессиональной деятельностью и выполнялись с использованием технологий и оборудования базового предприятия, что также будет дополнять вузовскую подготовку.
В настоящее время научно-исследовательская работа переходит на качественно новый уровень, то есть, необходим действенный метод повышения профессиональной, мировоззренческой подготовки всех выпускников высшей школы. Необходим отказ от такого отношения к научно-исследовательской работе студентов, которое основывается лишь на энтузиазме отдельных преподавателей. Сегодня каждый вузовский преподаватель должен быть организатором научного творчества студентов. Особо актуально обеспечение тесного взаимодействия научно-исследовательской работы со всеми формами познавательной деятельности студентов. Известно, что исследовательский труд, органично включённый в учебный процесс, в систему изучения фундаментальных и прикладных наук, является важным средством обучения студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомления их с современными методами научного познания. При таком подходе значительно расширяются воспитательные возможности коллективов преподавателей и учебных групп, повышается ответственность студентов за успешное овладение программным материалом, развиваются их творческие способности.