Все перечисленное позволяет утверждать, что эффективность учебной деятельности студентов, которые имеют мотив достижения или мотив избегания, может быть на практике обеспечена по-разному. В связи с этим целью настоящего исследования явилось определение ведущего мотива в структуре мотивации достижения у студентов на начальном этапе обучения. Однако анализ литературы показал отсутствие единого подхода к оценке мотивации достижения успеха. Традиционно она оценивается с помощью проективных методик (ТАТ), опросников, методики «рискового выбора» (выбор и решение задач различного уровня сложности). Они и были положены нами в основу разработки методики экспертной оценки мотивации достижения в учебной деятельности. В результате было отобрано 12 критериев (попарных сравнений), характеризующих отношение студента к учебной деятельности, к достигнутому результату, его самооценку, эмоциональное состояние. По каждому из критериев выставлялась оценка от 1 до 10 баллов. Всего было обследовано 250 студентов I-II курса. Ввиду важности экспертных оценок не только как источника информации о личности, но и как внешнего критерия при проверке валидности опросника, отметим, что нашей постоянной заботой было сопоставление и контроль экспертных оценок с помощью объективной информации.
На основании оценок, выставленных преподавателями-экспертами, все студенты были разделены на три группы: с преобладанием мотивации достижения успеха (НУ) - с оценкой 97 баллов и более; мотивацией избегания неудач (ИН) - менее 49 баллов и средняя группа, в которой трудно установить преобладание одного из мотивов - от 50 до 96 баллов. В первую группу было отнесено 22% всех обследованных, во вторую - 17%. Наиболее многочисленной оказалась средняя группа (61%).
Корреляционный анализ установил средние корреляционные связи большинства вопросов с данными самооценки и уровня притязаний. Кроме того, экспертная оценка мотивации достижения коррелирует с оценкой учебной успеваемости (r=0,685), что позволяет использовать данную методику для прогноза успеваемости студентов с мотивом достижения и мотивом избегания.
В дальнейших исследованиях будут изучены личностные и психофизиологические характеристики студентов. В результате будет установлена взаимосвязь личностных и психофизиологических характеристик с уровнем мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач у студентов с различной эффективностью учебной деятельности. Это позволит разработать методики для коррекции мотивации путем воздействия на "когнитивные оценки человека" (представление человека о целях деятельности, трудностях их достижения, о себе и своих способностях) с целью повышения успешности обучения студентов.