В соответствии с целью и гипотетическим предположением в исследовании экономического самосознания студенчества использовались следующие методы: тестирования, анкетного опроса, проективной психодиагностики, контент - анализа, статистического анализа данных. Все испытуемые в выборке являются студентами гуманитарных и технических вузов г. Сургута. Средствами факторного и кластерного анализа было выделено семь типов экономического самосознания студентов (ценностно - рациональный, ценностно-корпоративный, ценностно-персонализированный, ценностно-ролевой, ценностно-эмпирический, конформно-предпочтительный, ценностно-метафизический). В качестве структурных оснований для создания типологии экономического самосознания рассматривается соотношение системы экономических ценностей и рациональностью как проявлением ценностей в действии. Как показывает анализ, студенты технических и гуманитарных специальностей ориентированы на разные экономические роли, разное отношение к экономической действительности. Для «техников» не характерны ценностно-метафизический и ценностно-смысловой типы экономического самосознания, тогда как конформно-предпочтительный и ценностно-корпоративный типы преобладают. Как и ожидалось, достаточно высок показатель ценностно-ролевого типа среди студентов технических специальностей. С возрастом на основе жизненного опыта происходит инициация других форм экономического поведения - увеличиваются показатели ценностно-эмпирического типа - «техники» осознают влияние собственных экономических решений на свое же будущее.
Студенты-гуманитарии проявляют преимущественно ценностно-корпоративный, ценностно - метафизический и конформно-предпочтительный типы экономического самосознания, демонстрируя в большей степени зависимое поведение. Здесь не выявлен ценностно-персонализированный тип - пока они не осознают себя как активных субъектов экономической деятельности. В целом, полученные данные позволяют говорить о значительном влиянии на процесс развития экономического самосознания особенностей профиля обучения. Отметим, что и ту, и другую группу характеризуют как «постсоветских детей» (Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал, 1996). Но, тем не менее, каждая из этих групп несет в себе отпечаток своей текущей экономической ситуации. Экономическая активность обусловлена принадлежностью к определенной группе. Можно провести некоторые аналогии с выделенными М. Мид типами культур - в данном случае студенты не имеют возможности перенимать традиционные типы экономического поведения, и вынуждены ориентироваться на группу своих сверстников. Экономическая ситуация для большинства студентов пока не является особенно актуальной, потому что и те, и другие только вступают в самостоятельную жизнь и не представляют отдаленные последствия ни своих экономических действий, ни экономических событий государственного масштаба. Элементы традиционного типа экономического поведения свойственны и тем, и другим. Это согласуется с данными некоторых исследований, утверждающих, что в студенчестве индивиды относительно свободны от жесткой профессиональной типизации. Другие исследователи (М.В. Буракова, 2000) связывают это с несформированностью таких психологических механизмов как принятие будущего, чувство собственной силы. А это подводит нас к положению о несформированности ориентировочной основы действий, не позволяющей студентам применять свои экономические возможности к более или менее широкому кругу задач.
В данном случае именно от образовательной системы зависит, перейдут ли особенности типа в отчуждение, полную пассивность или будут в дальнейшем реализоваться в более активных формах экономического поведения. И в этой связи процесс активного формирования экономического самосознания студентов становится особенно актуальным. Мы полагаем, что эффективное экономическое образование возможно только в том случае, если наряду с изучением содержательной стороны экономической деятельности, проводится специальная психолого - педагогическая работа, направленная на формирование навыков ориентировочных действий в экономической сфере.