Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Не вызывает сомнение у исследователей как религиозность русской философской мысли, так и религиозность российского сознания в целом. Одни авторы (В.В. Зеньковский, К.Леонтьев, А. Николин, В.Я. Петрухин) причину этого явления видят в тесной связи древнерусской и византийской культур[1]. Если В.В. Зеньковский и В.Я. Петрухин отмечают, что принятие православного христианства на Руси существенно переориентировало общественное сознание, то К. Леонтьев и А. Николин определяют византизм как основополагающий фактор российской цивилизации.

Несколько иную позицию занимает В.Ш. Сабиров, который усматривает религиозность русской философии не столько в ее генетическом родстве с православным христианством, сколько в своеобразии типа философствования, присущего ей. Он отмечает, что «основные проблемы русской религиозной философии и вся она в целом могут быть адекватно поняты только в том случае, если воспринимать их под углом зрения идеи спасения, составляющее их смысловое ядро»[2].

Интересную точку зрения высказал А.Ф. Гаврилов. Он связывает развитие первоначального христианства с идеями социализма. В России же имели место «идеи христианского социализма, оказавшие влияние на развитие русской философской мысли с XIV по первую половину XX века»[3].

Религиозность русского сознания определила и религиозность правосознания, но не само право. На Руси право было изначально светским, так как обходило вопросы религии. По мнению В.А. Рогова, это объясняется длительной борьбой язычества и христианства[4]. Парадокс лишь в том, что христианское сознание было вынуждено идеализировать языческих князей эпохи единой Руси, в то время как истинно христианские князья погрязли в усобицах.

В генезисе правового мышления необходимо различать три важных этапа: предпосылки, происхождение и развитие. Так, к предпосылкам юридического мышления в России можно отнести комплекс славянских предправовых символов (мифов, ритуалов, сакральных текстов, различных метафоризаций и т.п.), формирование первых правовых норм (в России «Правд»), а также появление различных форм коллективного и индивидуального сознания субъектов права[5].

Именно сосуществование светского права и религиозного сознания и вызвали своеобразное религиозное правосознание русского народа. Фактически это означало нивелирование самой идеи юридического права, противопоставления ей идеи внутренней свободы, идеи Закона Христа (Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, П.Е. Казанский, Е.Н. Трубецкой, А.С. Ященко и другие).

Пожалуй, наиболее ярко эта мысль выражена у В.С. Соловьева, который определил право минимальную долю добра или нравственности[6].

Только в XX столетии российские философы начинают рассматривать право с большим почтением и осознанием его независимости и особой роли в обществе.


[1] См.: Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х томах. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999; Николин А. Церковь и государство. - М.: Издание Сретенского монастыря, 1997. - 429 с.; Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX - XI веков. - Смоленск: Русич; М.: Гнозис, 1995. - 320 с.

[2] Сабиров В.Ш. Русская идея спасения (Жизнь и смерть в русской философии). - СПб.: Издательство Санкт - Петербургского ун-та, 1995. - С. 149.

[3] Гавриленков А.Ф. Генезис и эволюция идей христианского социализма в русской философской мысли: Автореф. дис. ... к-та философ. наук. - М., 1999. - С. 20.

[4] Рогов В.А. История государства и права России IX - начала XX веков. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1995. - С. 147.

[5] См.: Мордовцев А. Юридическое мышление и сравнительное правоведение // Правоведение № 2, 2003. - С. 38-49.

[6] Соловьев В.С. Нравственность и право // Русская философия права. Антология. - СПб.: «Алетейя»; Санкт - Петербургский ун-т МВД России, 1999. -С. 158.