Постсоветский период развития России характеризуется переходом от социалистической модели местного управления, действующей в России на протяжении долгого времени, к новой, постсоциалистической модели местного самоуправления.
Для социалистической модели характерно:
1) Жесткая регламентация и контроль над деятельностью органов местного самоуправления со стороны государственных структур;
2) Ограниченные возможности и права органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
Постсоциалистическая модель характеризуется следующими чертами:
1) Предоставление органам местного самоуправления автономии в решении вопросов местного значения;
2) Самоуправление, осуществляемое посредством выборов доверенных лиц, подотчетных населению;
3) Ограниченные возможности и права в вопросах финансовой и хозяйственной самостоятельности, реализуемые, в том числе посредством разумного налогообложения населения, предприятий и организаций;
4) Снижение роли государства в предоставлении финансовой поддержки органам местного самоуправления.
Отход от социалистической системы проявился, прежде всего, в изменении структуры местного самоуправления. Строительство системы власти отныне должно было происходить не по вертикали, а по горизонтали. Это привело к следующим последствиям:
1) Низкая эффективность работы органов местного самоуправления;
2) Обострение борьбы за власть в регионах между исполнительной и законодательной ветвями власти.
1) Факторами, которые могли оказывать влияние на эффективность работы местного самоуправления могли быть возраст и образовательный уровень кадрового состав.
С проблемой трансформации модели местного самоуправления непосредственно связан вопрос о соотношении функций государственных и муниципальных органов власти.
При социалистической модели организации органов местного самоуправления господствовал тотальный контроль над органами местного самоуправления со стороны партийных и государственных структур, и универсалистский принцип формирования системы местного самоуправления, при котором предполагалась унификация системы органов власти в различных регионах страны, не учитывая специфику региона
После краха социалистической системы происходит принципиальное изменение самого характера взаимоотношений между органами местного самоуправления и федеральными органами власти. Органам местного самоуправления была предоставлена большая самостоятельность при решении вопросов местного значения.
Изменяется система финансирования деятельности органов местного самоуправления. В условиях ликвидации социалистической системы государство отказывается от практики финансовой поддержки органов местного самоуправления. Одновременно с этим формируется система бюджетная федерализма, которая предполагает наличие для каждого региона и муниципального образования своего бюджета, а также относительную финансовую самостоятельность территорий. Однако первоначально внедрение системы бюджетного федерализма имело негативные последствия, поскольку у органов местного самоуправления отсутствовал реальный опыт формирования и проведения самостоятельной бюджетной политики.
В целом данный период характеризуется глубокой трансформацией системы местного управления - отходом местных органов власти от принципов функционирования на основе социалистической модели и формированием постсоциалистической модели местного управления,- что означало изменение роли государства и роли регионов в политической системе и отражало реальную тенденцию децентрализации управления. Однако в этот период выявились значительные противоречия и недостатки в развитии системы местного самоуправления:
1) не были четко разграничены полномочия органов местного самоуправления и губернаторов, что предопределило в последующем острую борьбу между ними.
2) органы местного самоуправления не получили полной финансовой самостоятельности (отсутствие права установления собственных налогов).
3) несмотря на введение системы бюджетного федерализма, у органов местного самоуправления не было опыта в определении самостоятельной бюджетной политики.
Данные факторы в значительной степени определяли уровень эффективности функционирования органов местного самоуправления и оказали влияние на процесс становления демократической модели местного самоуправления, и в дальнейшем явились одними из определяющих условий развития системы местного самоуправления в России.