Цель работы: Изучить особенности моторной функции желудка у детей, страдающих ЯБ в периоде обострения и динамику изменений на фоне применения «стандартной» терапии: антисекреторных препаратов, комбинации антибиотиков, холинолитиков, спазмолитиков и прокинетиков.
Материалы и методы: Под наблюдением находилась группа детей в количестве 13 человек в возрасте от 7 до 15 лет (мальчиков - 8, девочек - 5). У 10 из них язвенный дефект локализовался в луковице 12-перстной кишки (ДПК), у 2 - в желудке и у одного ребенка имело место сочетанное поражение желудка и ДПК. Всем детям была проведена эзофагогастродуоденоскопия с гистологическим, цитологическим исследованиями и местным уреазным тестом биопсийного материала слизистой оболочки желудка на наличие Helicobacter pylori, обнаруженного у 92,3% больных. Моторная функция желудка изучена с помощью неинвазивного метода наружной электрогастрографии (ЭГГ) по методу Собакина М.А., в модификации Дисенбаевой Л.Г. и Хорунжего Г.В. (1979г.). Контрольную группу составили 30 детей этого же возраста.
Изучение моторной функции проводилось трижды: в периоде обострения, в процессе лечения и в ремиссии. В периоде обострения ЯБ у большинства детей (у 10 из 13) преобладал гиперкинетический тип ЭЭГ. У этих детей средняя амплитуда колебаний потенциала составляла 0,43+0,01 мВ, что в два раза превышало показатель в контрольной группе (0,19 мВ). У трех детей кривая носила нормокинетический характер: 0,28+0,02 мВ. В противоположность этому в группе здоровых у детей соответствующего возраста ЭЭГ гиперкинетического типа отмечалась только у одного ребенка из 30 детей. Что касается частоты колебаний, то в периоде обострения отмечалось ее достоверное урежение - 2,6 в 1 минуту по сравнению с нормой - 2,8 в 1 минуту. Кроме того, у всех больных с обострением ЯБ значительные нарушения моторной функции желудка выражались на ЭЭГ неравномерным характером колебаний, беспорядочным расположением зубцов, чередованием осцилляции низкой и высокой амплитуды.
Изучение ЭЭГ в динамике лечения ЯБ показало, что по мере стихания обострения отмечалось изменение характера кривой. Оно выражалось в постепенном приближении патологической ЭЭГ к нормальному ее виду. Так в фазе стойкой ремиссии, спустя 6-12 месяцев после проведенного активного комплексного лечения, гиперкинетический тип кривой не был зарегистрирован ни у одного больного.
Выводы:
- ЭЭГ является дополнительным неинвазивным методом диагностики нарушений моторной функции желудка при ЯБ.
- ЭЭГ с успехом может быть использована для оценки результатов лечения и как объективный критерий наступившей стойкой ремиссии.