В течение учебного года происходило увеличение полиеновых (Е 220/мл) и диеновых (Е 233/мл) коньюгатов соответственно с 2,45±0,15 до 2,53±0,16 и с 1,084±0,05 до 1,121±0,06. Диеновые коньюгаты (Е 278/мл) существенно не изменялись (0,64±0,02 и 0,65±0,03 соответственно осень - весна). Шиффовы основания (Е 400/мл) варьировали от 0,025±0,005 до 0,031±0,06. Активность каталазы сыворотки в норме (16,8±6,16 м Кат/л) была у 53% учащихся, у 40% обследуемых активность фермента имела стандартные значения и в 7,0% была ниже нормы. Содержание лизоцима в слюне варьировало от 2,81±0,2 до 1,70±0,15 мгг/мл (P<0,05). Концентрация фермента каталазы варьировала от 9,4±0,8 до 8,9±0,7 мкат/л.
Содержание белка варьировало в пределах нормы и колебалось от 245,3±17,2 до 280,2±21,2 мг %. Увеличение содержания белка и муцина свидетельствует о доминировании симпатикотонии, следствием которой является повышение вязкости слюны. Возможно, это обусловлено с сопутствующими заболеваниями и изменением спектра слюны в связи с наличием воспалительного процесса в полости рта.
Из числа природных гликопротеинов, входящих в состав секретов всех слизистых желез нами исследовался муцин. Его количество варьировало от 130,2±15,0 до 164±21,0 мг % и значительно превышало норму (33-94 мг %). Содержание кальция варьировало в годовом обследовании от 3,50±0,2 до 3,20±0,3 мг %, т.е. соответствовало физиологической норме (2,3-5,5 мг %) и позволяло судить о наличии хорошей работоспособности учащихся (n=26). У обследованных взрослых людей содержание кальция варьирует, составляя 6,30±0,40 мг %, а в экологически и социально-демографически неблагоприятных условиях доходит до 2,60±0,1 мг %.
Содержание калия было относительно низким (7,5-15,5 ммоль/л; контроль 20-30 ммоль/л). У учащихся (1,7%) наблюдалось в конце учебного года содержание магния ниже нормы (0,78-0,99 мг %). В течение учебной недели коэффициент натрия и калия широко варьировал и возрастал к концу учебного дня и недели. По дням недели отношение Nа/К было относительно стабильно в понедельник и вторник и резко увеличивалось к концу учебного дня в среду, было маловариативно в четверг-субботу.
В настоящих исследованиях анализировалось общее содержание холестерина (ммоль/литр) 4,90±0,22 и 4,99±0,96 (контроль) и 5,8±0,34 - группа обследования учащихся (n=58). Установлен более низкий фон содержания триглицеридов (100,85±1,23 мг %) в группах обследования по сравнению с контролем (156,3±1,50 мг %) (P<0,001).
Следовательно, нерационально организованный учебный процесс без наличия целесообразных рекреаций транслирует психоэмоциональное напряжение, переходящее в стресс и его хроническую фазу.
Возникла необходимость применения технологий здравостроения в учебном процессе, которые позволили скорректировать метаболическое состояние учащихся.