Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Реализация концепции модернизации Российского образования, и в частности физического, невозможна без изменения традиционных методов обучения. На данном этапе развития общества основными элементом преподавания должна стать методология научного исследования [1-4]. Значительное место в исследовательски ориентированном (проблемном) обучении должно занимать формирование культуры моделирования [4]. Формирование исследовательских способностей студентов физико-математических и технических специальностей при решении проблемных задач (физическом моделировании) способствует развитию их интеллекта и творческих возможностей. Из сказанного вытекает необходимость развития методики бучения физическому моделированию в вузах при обучении физике.

В данной работе рассмотрена методика системного использования ЭВМ на практических занятиях по физике. Наилучшие результаты были получены при сочетании традиционной методики решения физических задач и решения проблемных задач с использованием ЭВМ, позволяющей строить качественные (физические) модели, исследовать эти модели и прогнозировать поведение исследуемых систем при изменении внешних условий. Например, студентам дается задание - «Построить модель электростатического поля создаваемого системой из двух зарядов, исследовать конфигурацию поля в зависимости от параметров системы. Параметры необходимые для решения этой задачи задавать произвольно». При выполнении этого задания студентами самостоятельно вводятся величины зарядов q, диэлектрической проницаемости ε, координат, характеризующих расположение зарядов в пространстве. Задание выполняется в Среде MathCad. Графические возможности MathCad позволяют визуально изучать конфигурацию поля (построение графиков поверхностей и эквипотенциальных линий). Затем задание усложняется - строится модель для трех, четырех и пяти зарядов.

Наиболее трудно построение первой модели, хотя она является самой простой - у студентов еще нет соответствующих навыков и умений. Поэтому первое задание выполняется с помощью преподавателя. Затем, когда алгоритм решения усвоен студентами, остальные задания не вызывают особых проблем. Рассмотренные выше задания были выполнены в течение одного занятия (1,5 часа) в компьютерной лаборатории при кафедре МПФ. Занятия подобного типа способствуют усвоению материала излагаемого в лекционном курсе, повышают интерес к физике у студентов, позволяют более глубоко и наглядно изучить предмет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кондратьев А.С. Современная парадигма теории обучения физике. // В сб. «Современные проблемы физического образования».- СПб., 1997, с.3-4.
  2. Кондратьев А.С. Физика как учебный предмет в третьем тысячелетии. // В сб. «Физика в школе и вузе».- СПб., 2001, с.3-5.
  3. Гладун А.Д. Физический эксперимент в курсе общей физики. // Физическое образование в ВУЗах. 1996.- Т2, №2.- С.14-20.
  4. С.Д. Ханин, Е.Л. Антифеева. Физическое моделирование при обучении электронной теории конденсированного состояния. Вестник РУНД, сер. Фундаментальное естественнонаучное образование,2002,№7.