В данной работе рассмотрена методика системного использования ЭВМ на практических занятиях по физике. Наилучшие результаты были получены при сочетании традиционной методики решения физических задач и решения проблемных задач с использованием ЭВМ, позволяющей строить качественные (физические) модели, исследовать эти модели и прогнозировать поведение исследуемых систем при изменении внешних условий. Например, студентам дается задание - «Построить модель электростатического поля создаваемого системой из двух зарядов, исследовать конфигурацию поля в зависимости от параметров системы. Параметры необходимые для решения этой задачи задавать произвольно». При выполнении этого задания студентами самостоятельно вводятся величины зарядов q, диэлектрической проницаемости ε, координат, характеризующих расположение зарядов в пространстве. Задание выполняется в Среде MathCad. Графические возможности MathCad позволяют визуально изучать конфигурацию поля (построение графиков поверхностей и эквипотенциальных линий). Затем задание усложняется - строится модель для трех, четырех и пяти зарядов.
Наиболее трудно построение первой модели, хотя она является самой простой - у студентов еще нет соответствующих навыков и умений. Поэтому первое задание выполняется с помощью преподавателя. Затем, когда алгоритм решения усвоен студентами, остальные задания не вызывают особых проблем. Рассмотренные выше задания были выполнены в течение одного занятия (1,5 часа) в компьютерной лаборатории при кафедре МПФ. Занятия подобного типа способствуют усвоению материала излагаемого в лекционном курсе, повышают интерес к физике у студентов, позволяют более глубоко и наглядно изучить предмет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Кондратьев А.С. Современная парадигма теории обучения физике. // В сб. «Современные проблемы физического образования».- СПб., 1997, с.3-4.
- Кондратьев А.С. Физика как учебный предмет в третьем тысячелетии. // В сб. «Физика в школе и вузе».- СПб., 2001, с.3-5.
- Гладун А.Д. Физический эксперимент в курсе общей физики. // Физическое образование в ВУЗах. 1996.- Т2, №2.- С.14-20.
- С.Д. Ханин, Е.Л. Антифеева. Физическое моделирование при обучении электронной теории конденсированного состояния. Вестник РУНД, сер. Фундаментальное естественнонаучное образование,2002,№7.