Парадоксы преподавателя. Отношение жёсткой «классической» технологии обучения к учителю предполагает парадокс взаимодействия технической системы и человека, ибо наилучший вариант его использования в технической системе - это, по мнению Г.П. Щедровицкого, «процесс неделания».
Парадокс проектирования. Соотношение времени обучения и затрат на технологическое проектирование учебного процесса делает невозможной авторскую концепцию преподавателя в массовой, поточной ситуации.
Парадокс целей. В результате деятельности целеполагания из них исчезает часть содержания. Технологические средства ограничивают дидактические возможности.
Парадокс образовательного результата. Полноценный образовательный результат предполагает развитие потенциала личности и по природе уникален. Процесс усвоения сложных эталонов носит субъективный характер, а его результаты являются принципиально личностными. Поэтому последовательно технологическое обучение заведомо ограничивает возможности развития личности в образовательном процессе. Возникает вопрос: «Технологический процесс может включать учебное исследование, творческое мышление, поиск личностных смыслов, обеспечивающих творческий характер процесса и результатов обучения?» По мнению М.В. Кларина, общая направленность технологически построенного обучения, его основные ориентиры зависят от ценностных оснований. Изначальный технологический идеал обучения отражает сциентистско-технократическое сознание, проецирует социально-инженерную идеологию в сферу дидактики, строит обучение как полностью конструируемый процесс с жёстко планируемыми и фиксируемыми результатами. Именно, благодаря своей ценностной ориентации, технологический подход направлен на дидактические цели преимущественно невысокого познавательного уровня. Преподаватель находится в позиции «оператора», а студент занимает позицию «объекта конструируемого обучения с фиксированным результатом». Необходимо сделать акцент на творческую составляющую образования. Философский анализ ценностей, предложенный В.Франклом, рассматривает творчество во всех его видах и уровнях как одну из универсальных ценностей для развития и саморазвития человека. В 80-е годы предпринимаются попытки философского осмысления теории синергетизма. Поскольку синергетический подход имеет дело с самоорганизующимися, саморазвивающимися системами, то этот принцип применим для исследования и образовательно-воспитательных систем. Взаимосвязь философии, педагогики, психологии позволяет расширить тематику исследования и рассматривать более широкий спектр факторов, влияющих на ценностные аспекты образовательных технологий. Резюмируя всё вышесказанное и выходя за рамки парадоксов на путь «высоких педагогических технологий», приходим к выводу о необходимости учёта параллели ориентиров обучения: технократического и гуманитарного. В связи с этим становится важным вопрос о возможности расширения границ педагогической технологии в поисковую область. Особенностью будущих «высоких образовательных технологий» будет сочетание диагностичности целей, воспроизводимых результатов с «высокими обертонами обучения», с исследованием личностных результатов, возможностей и границ технологизации образования.