Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Saksonova L.P.
Любые образовательные концепции и технологии требуют для своей реализации определённой системы действий. Инструментальность образовательных технологий означает проработанность и алгоритмизацию конкретных процессов: постановки целей, определённости этапов и операций в подготовке содержания. В современном профессиональном образовании предметом образовательной технологии определяется область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий преподавателя и студента в любых видах деятельности, организованных на основе чёткого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приёмов обучения. Многие специалисты выделяют современный этап развития образования как переход от традиционных массовых средств передачи информации к новым информационным технологиям, компьютеризированным системам хранения информации, лазерным каналам связи, микроэлектронным устройствам и т.д. Конструирование образовательной технологии - это системная проектировочная деятельность, позволяющая запрограммировать образовательные ситуации, деятельность субъектов обучения, вероятность гарантированности желаемых результатов. Попытаемся отразить важнейшие проблемы и парадоксы образовательной технологии.

Парадоксы преподавателя. Отношение жёсткой «классической» технологии обучения к учителю предполагает парадокс взаимодействия технической системы и человека, ибо наилучший вариант его использования в технической системе - это, по мнению Г.П. Щедровицкого, «процесс неделания».

Парадокс проектирования. Соотношение времени обучения и затрат на технологическое проектирование учебного процесса делает невозможной авторскую концепцию преподавателя в массовой, поточной ситуации.

Парадокс целей. В результате деятельности целеполагания из них исчезает часть содержания. Технологические средства ограничивают дидактические возможности.

Парадокс образовательного результата. Полноценный образовательный результат предполагает развитие потенциала личности и по природе уникален. Процесс усвоения сложных эталонов носит субъективный характер, а его результаты являются принципиально личностными. Поэтому последовательно технологическое обучение заведомо ограничивает возможности развития личности в образовательном процессе. Возникает вопрос: «Технологический процесс может включать учебное исследование, творческое мышление, поиск личностных смыслов, обеспечивающих творческий характер процесса и результатов обучения?» По мнению М.В. Кларина, общая направленность технологически построенного обучения, его основные ориентиры зависят от ценностных оснований. Изначальный технологический идеал обучения отражает сциентистско-технократическое сознание, проецирует социально-инженерную идеологию в сферу дидактики, строит обучение как полностью конструируемый процесс с жёстко планируемыми и фиксируемыми результатами. Именно, благодаря своей ценностной ориентации, технологический подход направлен на дидактические цели преимущественно невысокого познавательного уровня. Преподаватель находится в позиции «оператора», а студент занимает позицию «объекта конструируемого обучения с фиксированным результатом». Необходимо сделать акцент на творческую составляющую образования. Философский анализ ценностей, предложенный В.Франклом, рассматривает творчество во всех его видах и уровнях как одну из универсальных ценностей для развития и саморазвития человека. В 80-е годы предпринимаются попытки философского осмысления теории синергетизма. Поскольку синергетический подход имеет дело с самоорганизующимися, саморазвивающимися системами, то этот принцип применим для исследования и образовательно-воспитательных систем. Взаимосвязь философии, педагогики, психологии позволяет расширить тематику исследования и рассматривать более широкий спектр факторов, влияющих на ценностные аспекты образовательных технологий. Резюмируя всё вышесказанное и выходя за рамки парадоксов на путь «высоких педагогических технологий», приходим к выводу о необходимости учёта параллели ориентиров обучения: технократического и гуманитарного. В связи с этим становится важным вопрос о возможности расширения границ педагогической технологии в поисковую область. Особенностью будущих «высоких образовательных технологий» будет сочетание диагностичности целей, воспроизводимых результатов с «высокими обертонами обучения», с исследованием личностных результатов, возможностей и границ технологизации образования.