В настоящее время в Чувашской Республике имеются все условия, возможности, основы для закрепления позитивных тенденций в формировании современного конкурентоспособного туристского продукта различного назначения и динамичного развития туристской отрасли, позволяющие создать на ее территории эффективный туристско-рекреационный комплекс.
Стратегия развития туризма в Чувашии должна быть тесно связана не только с природными и культурными достопримечательностями, но и с региональными особенностями республики. Задачей стратегии является непосредственное знакомство туристов с традиционным образом жизни чувашей, других народов, населяющих республику, с разнообразными природными богатствами чувашской земли; становление туризма как части экологической индустрии, с конкурентноспособной производственной сферой, под которой подразумевается выпуск сувениров, печатной продукции. Что касается региональных особенностей, то настоятельной работы требуют социальные аспекты, которые должны, в конечном счете, выработать идеологию чувашского туризма или, если можно выразиться, философию внутреннего туризма.
С развитием туристкой сферы в глазах обывателя происходит, своего рода, девальвация общечеловеческой, философской ценностей этого явления. Не все понимают, что туризм - это не только экономический аспект, но и новое явление в региональной культуре, ее неотъемлемая часть, адаптированная к экономической сфере, сформированная непосредственно как перспективный туристский продукт в различных проявлениях.
Данная метаморфоза ни в коем случае не затрагивает основные составляющие конкретной культуры региона. Наоборот, способствует лишь гармоничному развитию, ликвидирует тенденцию к консервации, преобразовывает никому не нужный архаичный пласт, интерес к которому проявляют лишь исследованием как к исчезающему феномену региональной культуры, в добротный, самобытный, можно сказать, эксклюзивный туристский продукт.
На современном этапе о значительной поддержке государством культурных нужд региона говорить не приходиться. Изменилось само видение на эту проблему. На региональном уровне рядовые посетители воспринимаются не как личности в рамках этноса, а как личности, отвечающие новым условиям экономической системы в масштабе всей страны. Такое видение перспективы этногенеза было совершенно чуждо малым народам России, их культуры развивались без учета такой возможности. Таким образом, назревает серьезный кризис культур некоторых народов, а чуваши находятся в этом списке, и в его разрешении большую роль играет туризм, как социально- экономическое явление в обществе.
Туризм в современных условиях - это серьезный механизм адаптации культуры к новым условиям. Суммой особенностей новых условий выступает то, что мелким народам предоставлена уникальная возможность самим решать судьбу родной культуры, даже исключая роль государства..
Туризм, работая на перспективу, учитывает временной фактор, формирует современный рекреационно-туристский комплекс региона, использующий потенциал региона в новых рыночных условиях, опираясь при этом на поддержку государства. В конечном счете, данная поддержка будет и поддержкой региональной культуры. Так как в основе такого подхода находятся экономические соображения, то туризм очень требователен к аспектам развития, квалификации кадров, участвующих в деле формирования как туристского рынка, так и туристского продукта.
Другой особенностью туристского рынка Чувашской Республики является то, что имеется спрос на инициативу, то есть в становлении индустрии туризма важную роль играет человеческий фактор. В Чувашии надо самим разрабатывать и сформировать рынок спроса и услуг, не особо полагаясь на опыт традиционно туристских стран. Мы не можем построить рынок, опираясь на богатое историческое наследие, зримые следы которого сохранились в виде памятников старины. Не можем похвастаться экзотическим природно-климатическим фактором. Не ожидаем, что в ближайшее время Чувашию захлестнет поток паломников, жаждущих прикоснуться к реликвиям и святыням эпох или религий. Огромный плюс в наших помыслах - стабильность, постоянство, целеустремленность. У нас стабильный климат, стабильная экономика: не бывает землетрясений, наводнений, республика густо населена, компактна, то есть имеются прекрасные ресурсы для эффективного руководства функционированием туристского рынка.
Изначально ясно, что туристский рынок должен опираться на массовость. На первом этапе нет смысла ориентироваться на дорогостоящие проекты, которые подразумевают участие в проектах богатых клиентов. Неприхотливые, не дорогие проекты, рассчитанные на относительно дешевый туристский продукт, могут формировать устойчивую экономическую базу, опираясь на которую можно переходить к последующим этапам. Первый этап предусматривает также вовлечение на рынок услуг всех элементов современного рекреационно-туристского комплекса. Из данного понимания вытекает географическая особенность. Следует рассматривать туристский рынок Чувашской Республики как единый пригородный рынок с центром в г. Чебоксары. То есть понятия внутренний туризм и пригородный туристско-рекреационный комплекс географически идентичны. Например, по современным понятиям, город Алатырь - это лишь «пригород» Чебоксар. Наибольшая протяженность около 200 километров с севера на юг не дает основания говорить о трансреспубликанском маршруте, речь идет о сквозных, межрайонных маршрутах. Трансреспубликанские же маршруты могут быть включены лишь как составная часть маршрутов Приволжского федерального округа или еще более протяженного маршрута, охватывающего значительную территорию: например, маршруты «Великий шелковый путь» или «Из Москвы в Сарай» (по рекам Москва, Ока, Волга, Ахтуба) и т.д.
Особенностью такого подхода будет являться и то, что пригородной туристской зоной Левобережья будут охвачены и некоторые районы территории республики Марий-Эл, включая и столицу - город Йошкар-Ола. Как видим, мы значительно шире подходим к роли столицы в развитии туризма. Поэтому, необходимыми условиями успешного развития внутреннего туризма, являются формирование качественного туристского продукта, наличие грамотной маркетинговой стратегии продвижения внутреннего туристского продукта на российском рынке, отработанные методы и механизмы реализации рекламно-информационной политики, создание системы профессиональной подготовки персонала, привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры. Культурно - исторический и национальный колорит республики при правильной постановке маркетинговой работы позволит сделать внутренний туризм доходной составляющей экономики республики. Местоположение республики создает особые условия для развития инфраструктуры туристского класса, в частности малых гостиниц, мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортное проживание при невысоких ценах, ориентированных в основном на рынки прилегающих республик и областей Поволжья, а также на обслуживание транзитных автобусных и речных круизных потоков. Для такого туризма характерна высокая составляющая краткосрочных экскурсионных туров (однодневного туризма). Опираясь на международный опыт, для развития внутреннего туризма и долговременного отдыха в республике необходимо предусмотреть создание единого информационного центра туризма в г. Чебоксары с функциями туроператора. Внедрение новых информационных технологий, проведение активной рекламной деятельности по продвижению туристских продуктов Чувашии на внутренний и внешний рынки будут способствовать повышению интереса к чувашскому этносу, сохранению культурно-исторического наследия в республике, росту поступлений в экономику республики. Следует учитывать и значительный мультипликативный эффект туризма, развитие сопутствующих ему сфер экономической деятельности и рост занятости населения республики.