Данное сообщение посвящено результатам исследования заболеваний гемобластозами среди лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Эта группа лиц нашего общества, которых принято называть «ликвидаторами», представлена, в основном, мужчинами, находящимися в расцвете своей трудовой деятельности. Мировой опыт по исследованию влияния радиации на здоровье человека свидетельствует о том, что относительный риск развития лейкоза возрастает при сочетанном воздействии нескольких экологически неблагоприятных факторов, что также актуально при изучении медицинских последствий аварии на ЧАЭС. Социальная важность наблюдения за здоровьем этой категории населения не вызывает сомнений, так как медицинские последствия Чернобыля занимают особое место при определении общей стратегии государственных мероприятий в сфере социально-экономической политики.
Сбор и верификация данных о случаях гемобластозов среди ликвидаторов проводились согласно специально разработанному в Регистре алгоритму. Экспертиза первичных медицинских документов (амбулаторные карты, истории болезни, протоколы патолого-анатомического вскрытия и т.п.), пересмотр цитологических и гистологических препаратов проводились высококвалифицированными специалистами в области диагностики гемобластозов. В исследовании представлены данные о случаях гемобластозов, выявленных у ликвидаторов, проживающих в различных регионах России, которые работали в зоне ЧАЭС в 1986-1990 гг. Средний возраст на момент работ в Чернобыле составил 34 года.
Результаты исследования показали, что общее число и структура выявленных гемобластозов среди ликвидаторов за период наблюдения с 1986 по 2003 годы соответствует среднестатистическим нормативам для населения большинства стран Европы и Америки. Распределение количества заболеваний по 6-летним периодам наблюдения характеризуется незначительным, но неуклонным ростом числа всех гемобластозов. Однако отмеченная динамика не относится к выявленным в различные периоды наблюдения лейкозам. Наибольшее число лейкозов было выявлено за период времени с 1993 по 1998 годы. По данным литературы средняя продолжительность латентного периода для лейкозов у взрослых составляет 10-15 лет. Пик заболеваемости лейкозами в Японии имел место в сроки через 6-10 лет после атомного взрыва. Возможно, пик заболеваемости лейкозом у ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС также приходится на период через 7-10 лет после работы в зоне ЧАЭС.
Несомненно, особо важное значение имеет изучение структуры лейкозов, так как эпидемиологические характеристики частных форм лейкозов отличаются определенным своеобразием, позволяющим предполагать их радиогенность. Существуют некоторые косвенные признаки, касающиеся цитологического варианта лейкоза, которые могут свидетельствовать о возможном вкладе фактора облучения в лейкозогенез у лиц, пострадавших от радиации. Так, в первые 10 и более лет вблизи эпицентра атомного взрыва в Японии наблюдалось развитие острых миелоидных лейкозов, а при удалении от эпицентра - хронического миелолейкоза. Увеличение заболеваемости острыми миелобластными лейкозами зарегистрировано спустя 10-15 лет после взрыва. В последующие 15-25 лет частота острого миелобластного лейкоза увеличилась у подвергшихся облучению в возрасте старше 30-45 лет. Украинские коллеги, изучавшие последствия аварии на ЧАЭС, также показали, что у детей, подвергшихся облучению в 1986 году, среди форм острых лейкозов преобладали острые миелобластные лейкозы, а не лимфобластные, которые более характерны для детских лейкозов. Как следует из наблюдений ученых разных стран мира, ионизирующая радиация вызывает, в основном, острые лейкозы и хронический миелолейкоз. Появившиеся в последнее время исследования, показывающие возможную радиозависимость некоторых форм хронического лимфолейкоза, составляющего 30% от всех форм лейкоза на территории России, а именно лейкоза из больших гранулированных лимфоцитов, требуют дальнейшего изучения.
Согласно полученным нами данным структура лейкозов у ликвидаторов имеет некоторые принципиально важные отличия от нормальной. Так, соотношение между числом острых и хронических лейкозов, которое в обычной популяции людей примерно одинаково, у ликвидаторов резко смещено в сторону хронических лейкозов (более 70%). Другое принципиальное отличие структуры лейкозов у ликвидаторов относится к соотношению доли хронического лимфолейкоза (ХЛЛ) и хронического миелолейкоза (ХМЛ). У ликвидаторов это отношение близко к 1, тогда как в обычной ситуации число ХЛЛ превышает число ХМЛ в 1,5-2 раза. По данным мировой статистики доля ХМЛ среди всех видов лейкемий составляет 15-20%, в нашем исследовании он отмечен у 32% заболевших лейкозом ликвидаторов.
Для проведения специального эпидемиологического исследования по расчету радиационных рисков возникновения лейкоза у ликвидаторов была выбрана специальная когорта, состоящая из лиц с точно установленной дозой облучения во время работ на ЧАЭС. Как следует из полученных данных, отмечается заметный рост относительного риска в группе ликвидаторов, получивших дозу облучения свыше 150 мГр. Для них относительный риск статистически значимо отличается от единицы и равен 2,12. Кроме того, в этой группе, составляющих примерно 53% от всех работавших в зоне загрязнения, значение избыточного относительного риска на единицу дозы положительно и статистически значимо отличается от нуля - 5,47.