Целью настоящего исследования было изучить влияние ФТ в режиме свободного выбора нагрузки (СВН) на физическую работоспособность и показатели центральной гемодинамики больных инфарктом миокарда в процессе длительной поликлинической реабилитации.
В исследование включён 101 пациент (86 мужчин и 15 женщин) спустя 8,1 ± 0,7 недель после перенесённого ИМ. Средний возраст больных составил 51,6 ± 1,8 лет. У 31 (30,7%) пациента был диагностирован передний, у 70 (69,3%) - задненижний ИМ, из них у 23 (22,8%) проведена экстренная баллонная ангиопластика, у 8 (7,9 %) - аорто-коронарное шунтирование. Артериальная гипертония 2 степени очень высокого риска диагностирована у 41 (40,6 %) пациента, 3 степени очень высокого риска - у 12 (11,9 %), сахарный диабет 2 типа - у 13 (12,9 %), хронический простой бронхит - у 11 (10,9 %). Все пациенты получали стандартную терапию, включающую дезагреганты, статины, бетта-блокаторы, ингибиторы ангиотензин-превращающего фермента, нитраты по потребности.
Методом рандомизации больные были разделены на 2 группы: основная - 67 больных, которым назначались контролируемые ВТ по методике СВН, физические упражнения и медикаментозное лечение; сравнения - 34 больных, которые самостоятельно занимались физическими упражнениями, дозированной ходьбой с индивидуально рассчитанной скоростью шагов по результатам велоэргометрии и получали медикаментозное лечение препаратами тех же групп. Пациенты основной группы были разделены на 2 подгруппы: А - с пороговой мощностью (ПМ) до 75 ВТ (35 человек), В - выше 75 ВТ (32 человека). Больным обеих групп в начале исследования, через 3, 6 и 12 месяцев поликлинической реабилитации проводились велоэргометрический тест (ВЭМ), эхокардиография (ЭхоКГ).
У пациентов группы сравнения в течение 12 месяцев обычной поликлинической реабилитации отмечена только тенденция к росту ПМ, толерантности к физической нагрузки (ТФН), объёма выполненной работы (Vр), хронотропного резерва (ХР) и достоверное увеличение инотропного резерва (ИР) на 44,7 %. Двойное произведение (ДП) увеличилось по сравнению с исходным уровнем уже к 6 месяцу на 14,1 % (р< 0,005), а к 12 - на 15,9 %, при одновременной тенденции к нарастанию индекса экономичности (ИЭ), что свидетельствовало о снижении экономичности работы сердечной мышцы.
Анализ динамики физической работоспособности в зависимости от её исходных значений в подгруппе А показал, что в начале исследования ПМ, ТФН, Vр, ИР, ХР были более низкими (р< 0,001), а ИЭ более высоким (р< 0,05) по сравнению со значениями в подгруппе В, что свидетельствовало о более низкой экономизации работы сердца в этой подгруппе. Через 3 месяца у них увеличились ПМ - на 56 %, ТФН - на 94 %, Vр - на 104,2%, ДП - на 23 %, ХР - на 43,5 % (р< 0,001), ИЭ уменьшился на 25,6 % (р< 0,01). Через 6 месяцев в подгруппе А увеличились по сравнению с их значением к 3 месяцу ПМ, Vр, ИР и снизился ИЭ (р< 0,01). К 12 месяцу наблюдения показатели ВЭМ оставались на уровне 6 месяца реабилитационных мероприятий.
В подгруппе В через 3 месяца ВТ по методу СВН увеличились по сравнению с исходным уровнем ПМ на 17,8 % (р < 0,01), ТФН - на 21,4 % (р< 0,001), ДП - на 16,2 % (р< 0,05), ИЭ не изменился. Через 6 месяцев достоверно возросли по сравнению с их значением к 3 месяцу наблюдения ПМ, ТФН, Vр (р<0,01), остальные показатели не изменились. К 12 месяцу поликлинической реабилитации в подгруппе В изменений показателей ВЭМ по сравнению с их значениями после 6-ти месячной реабилитации не отмечено, за исключением увеличения ХР (р<0,05) и уменьшения ИЭ (р<0,05), что свидетельствовало об улучшении механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам. У пациентов группы А на протяжении всего периода наблюдения отмечались достоверно более низкие показатели ПМ, ТФН, Vр, ХР, ИР, чем в подгруппе В, а также в начале исследования был больше и ИЭ (р< 0,05), который уже к 3 месяцу снизился и не отличался от такового в подгруппе В до 12 месяца реабилитации.
Показатели ЭхоКГ у пациентов группы сравнения на протяжении всего периода наблюдения не изменялись, что указывает на сдерживающее влияние ходьбы и самостоятельно проводимых физических упражнений без ВТ на процесс ремоделирования левого желудочка (ЛЖ).
В подгруппах А и В в начале исследования изучаемые показатели гемодинамики не различались. У пациентов подгруппы А после 3-х месяцев реабилитации с ВТ уменьшились по сравнению с исходным значением конечно-систолический объём (КДО) - на 15,5 % (р< 0,05), масса миокарда левого желудочка (ММЛЖ) - на 13,7 % (р< 0,05), индекс массы миокарда левого желудочка (ИММЛЖ) - на 13,9 % (р<0,01). Через 6 месяцев уменьшился по сравнению с исходным значением только конечно-диастолический размер (КДР) (р< 0,01), остальные показатели ЭхКГ не изменились и только к 12 месяцу реабилитации уменьшились конечно-систолический размер (КСР), конечно-систолический объём (КСО) (р< 0,05) и увеличилась фракция выброса (ФВ) (р< 0,05).
У пациентов подгруппы В через 3 месяца поликлинической реабилитации изменений показателей ЭхоКГ не отмечено, а через 6 месяцев уменьшился по сравнению с исходным уровнем только КДО (р< 0,01). К концу 12 месяца наблюдения уменьшились КСР, КСО, ИММЛЖ (р< 0,05) и увеличилась ФВ (р<0,05). Таким образом, в процессе поликлинической реабилитации с ВТ по методике СВН у больных ИМ независимо от исходной ПМ положительная динамика структурно-геометрических показателей ЛЖ отмечалась преимущественно к 6-му, а ФВ - только к 12-му месяцу.
Таким образом, при использовании в лечении больных ИМ ВТ по методике СВН наблюдалось увеличение ПМ, ТФН и Vр на фоне снижения потребления миокардом кислорода, на одном и том же уровне нагрузки, и существенного повышения максимальной аэробной работоспособности.
У больных ИМ достоверно уменьшались структурно-геометрические показатели ЛЖ, как линейные, так и объёмные (КДО, КСО, ММЛЖ и ИММЛЖ), что проявлялось уменьшением размеров полостей ЛЖ, поддержанием удовлетворительной сократительной способности миокарда, связанной с приостановкой процессов ремоделирования.