В настоящей работе представлены данные об изменениях в спектре липидов перитонеальных макрофагов и их ядер, изолированных из экссудата брюшной полости людей, больных острым перитонитом, при действии перекиси водорода. Подчеркнем, что выявленные особенности липидного спектра макрофагов, отражают их патогенетический статус, сформированный в ходе воспалительного процесса.
Перитонеальную жидкость на холоду отмывали в среде Хенкса и концентрировали до 3х106/мл. Жизнеспособность макрофагов определяли в тесте с трипановым синим. Апоптотически измененные клетки выявляли методами флуоресцентной и световой микроскопии, используя акридиновый оранжевый (Sigma) и Гимза (Merk). Ядра перитонеальных макрофагов получали центрифугированием в градиенте сахарозы. Экстракцию липидов проводили по методу Folch с соавторами (1957), используя смесь хлороформ-метанол (2:1, по объему). Хроматографическое разделение проводили на силикагелевых пластинах (Merk). Количественное определение липидов, после проявления 10%-ной фосфорномолибденовой кислотой, производили непосредственно на хроматограммах с помощью денситометра Model GS-670 (BIO-RAD, США).
В перитонеальных макрофагах, выделенных из воспалительного экссудата человека, обнаруживаются фракции фосфатидилхолина (в среднем 32,7 %), фосфатидилэтаноламина (29,9 %), сфингомиелина (4,5 %), фосфатидилсерина (8,0 %), фосфатидилинозита (14,7 %), лизофосфолипидов (11,2 %). В ядрах же состав липидов имеет качественные и количественные отличия: на долю фосфатидилхолина приходится 21,2 %, фосфатидилэтаноламина - 23,7 %, сфингомиелина - 6,9 %, фосфатидилсерина - 18,9 %, фосфатидилинозита - 25,1 %, лизофосфолипидов - 4,7 % от общего содержания липидов.
Спектр нейтральных липидов перитонеальных макрофагов включает свободный холестерол (43,7 %), свободные жирные кислоты (4,1 %), триацилглицеролы (5,1 %), диацилглицеролы (11,9 %), моноацилглицеролы (3,8 %), эфиры холестерола (31 %). В ядрах перитонеальных макрофагов выявляются холестерол (46,7 %), свободные жирные кислоты (10,1 %), триацилглицеролы (9,4 %), эфиры холестерола (21,2 %), диацилглицерол (6 %), моноацилглицерол (6,6 %).
Спектр липидов ядер перитонеальных макрофагов отличается от состава липидов макрофагов: возрастают доли свободных жирных кислот, триацилглицеролов, фосфатидилсерина, фосфатидилинозита, сфингомиелина. Как свидетельствуют данные литературы, липиды играют важную роль в структурно-функциональной организации ДНК. Очевидно, что состав индивидуальных липидов ядер и собственно макрофагов, изолированных из очага воспаления в брюшной полости, отражает генетический статус клеток и степень их активации, обусловленную многофакторной стимуляцией.
Перекись водорода (1 ммоль) индуцирует морфологические изменения в перитонеальных макрофагах максимально после 5-6 часов инкубации. При этом реализуются потенциальные возможности гибели клеток путем апоптоза или некроза. Некротические клетки выглядели набухшими, вакуолизированными, имели поврежденную мембрану. Ядра таких клеток флуоресцировали оранжевым или желтым светом. Ядра клеток, погибающих путем апоптоза, имели зеленую флуоресценцию, округлую форму, содержали хроматин, конденсированный по периферии или хроматин, плотно конденсированный в виде шара, отличались уменьшенным размером. Подчеркнем, что перекись водорода (1 ммоль) в период наблюдения приводила к гибели перитонеальных макрофагов большей частью по пути апоптоза. Апоптоз связан с деградацией ДНК. При этом в ядре и в целом в клетке запускается механизм, приводящий к гибели клетки. Очевидно, что процесс деградации ДНК должен включать и изменения в составе липидов, как клеток в целом, так и их ядер.
Действительно, в спектре липидов происходят существенные перестройки. При этом перекись водорода стимулирует дозозависимым образом процессы перекисного окисления липидов, способствуя накоплению диеновых и триеновых коньюгатов, малонового диальдегида как в макрофагах, так и их ядрах.
Под влиянием перекиси водорода в ядрах перитонеальных макрофагов возрастает доля сфингомиелина, фосфатидилэтаноламина, фосфатидилхолина, уменьшается содержание фосфатидилинозита, фосфатидилсерина, резко понижается доля лизофосфатидилхолина. В целом же в макрофагах под влиянием перекиси водорода происходит накопление фосфатидилсерина (очевидно в плазматической мембране), фосфатидилинозита, сфингомиелина, понижение доли фосфатидихолина.
В спектре нейтральных липидов макрофагов при действии перекиси водорода отмечено относительное увеличение доли эфиров холестерола, триацилглицеролов, уменьшение содержания свободных жирных кислот и диацилглицеролов. В ядрах макрофагов отмечено увеличение концентрации свободного холестерола, уменьшение содержания свободных жирных кислот, эфиров холестерола, нейтральных жиров.
Таким образом, под влиянием перекиси водорода в спектре липидов макрофагов и их ядер индуцируются перестройки. В частности, изменения в содержании фосфатидилинозита, диацилглицерола, свободных жирных кислот могут быть связаны с активизацией их обмена в рамках фосфоинозитидного цикла, сфингомиелина - сфингомиелинового цикла. В частности, сфингомиелиновый цикл напрямую связан с индукцией апоптоза. Кроме того, под влиянием перекиси водорода могут индуцироваться свободнорадикальные процессы, в ходе которых в ДНК усиливаются повреждения и возрастает риск накопления мутаций. Перекись водорода может использоваться как эффективный индуктор апоптоза, позволяющий выявить и элиминировать популяцию клеток с генетическими повреждениями, причем относительно безболезненно для организма. При этом изменения в спектре липидов макрофагов и их ядер под влиянием перекиси водорода, по-видимому, происходят не только вследствие деградации ДНК, но и могут в определенной мере способствовать этому процессу.