В настоящее время отечественный бизнес уже вышел из этапа экстенсивного развития, когда с увеличением объемов производства увеличивалась и прибыль. Современная ситуация на российском рынке такова, что промышленным предприятиям приходится адаптироваться к условиям «быстрой экономики» - интенсивному процессу производства и интенсивному процессу потребления, жесткой конкуренции и зависимости от финансового рынка.
Предприятия в таких условиях не должны рассматривать внешнюю среду исключительно как неуправляемую стихию. Необходимо постоянное стремление организации к достижению синергизма с внешней средой. Синергизм будет заключаться в эффективной системе управления, обеспечивающей успешную реализацию стратегии, либо корректировки (смене) стратегических ориентиров по требованию внешней среды.
Степень изменчивости среды И. Ансофф называет уровнем турбулентности и выделяет четыре уровня: стабильный, реагирующий, ожидающий и инициативный. Чтобы выжить и преуспеть в какой либо отрасли, компания должна придерживаться агрессивного оперативного и конкурентного поведения. Только в этом случае ей удастся соответствовать изменчивости спроса и различным рыночным возможностям.
Одна из гипотез стратегического менеджмента предполагает, что для каждого уровня турбулентности внешней среды можно подобрать комбинацию (вектор) факторов, оптимизирующих успех компании (гипотеза о сбалансированности). Успех предприятия - результат взаимодействия и взаимодополнения большого числа ключевых факторов (в разных условиях некоторые компоненты могут доминировать над другими). К числу факторов, влияющих на поведение организации, относятся: прошлая история, размер, накопленная организационная инертность, соответствие навыков внешней среде и, в особенности, побуждение и способность руководства предприятия.
Начиная с середины 90-х гг. некоторые тенденции изменения внешней среды можно предугадать исходя из анализа глубинных процессов, но многое из того, что остается скрытым от глаз сложностью видимых условий, может обнаружить себя внезапным ударом по интересам предприятия как стратегическая неожиданность.
Исходя из теоретических основ существования организации, можно выделить ряд целей ее развития, сбалансированность между которыми должна быть соблюдена в программе его развития:
- развитие собственных характеристик в соответствии с изменениями параметров внешней среды;
- снижение операционных издержек;
- гуманизация, устранение антагонистических противоречий;
- сближение коалиционных целей и добровольные ограничения;
- организация внешних хозяйственных связей;
- организация социального партнерства.
Отсюда можно сделать вывод, что цель управления развитием организации состоит в установлении баланса между общественным благом, гуманитарным развитием работающих и решающими его специфическими функциями.
Учитывая сложность организации и многообразия выполняемых ими функций, следует предположить, что сбалансированность развития определяется между значительным числом внутренних и внешних факторов, каждый из которых оказывает специфическое влияние на деятельность компании.
Для характеристики развития предприятия многие исследователи предлагают использовать такие оценочные критерии, как технический, организационный, экономический и производные от них. Использование такого широкого набора оценочных критериев для определения состояния и динамики развития предприятия часто приводит к тому, что исследование и активное воздействие на развитие предприятия становится недоступным для широкого круга исследователей и производственников. Как правило, большинство из этих показателей характеризуют конкретные, влияющие деятельность организации, без взаимосвязи этих факторов между собой. Такая дифференциация вряд ли может внести ясность в методологию оценки сбалансированности развития предприятия, так как трудоемка и сложна.
Проводя исследования на лесопромышленных, лесопильно-деревообрабатывающих, лесохимических предприятиях г.Лесосибирска можно сделать следующие выводы: экономическая доступность лесосек находится на пределе; производственное оборудование физически и морально изношено, что не дает возможности повышать качество выпускаемой продукции и изменять ее ассортимент; отсутствуют технологии по глубокой переработке древесины. За время болезненного перехода к рыночным отношениям с предприятий ушло много высококвалифицированных кадров. Рынок реализации продукции комбинатов и заводов находится на большом расстоянии, что приводит к большим затратам на транспортировку продукции до потребителя. Экспортируя продукцию на зарубежный рынок, комбинаты находятся в зависимости от курса доллара США.
Таким образом, в настоящее время для этих предприятий речь идет об адаптации, которая заключается в изменении параметров, структуры и свойств объекта, в ответ на происходящие изменения внешней среды, в отличии от сбалансированности развития (подбор оптимальных значений параметров, структуры и свойств объекта). Эта жесткая зависимость предприятий лесохимической отрасли от внешней среды делает их практически неустойчивыми в данных условиях экономики России.