Целью предлагаемой технологии обучения является повышение качества и эффективности процесса обучения основам информатики студентов заочной формы обучения гуманитарных университетов и их филиалов на базе использования современных электронных средств и информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ. Философия данного подхода исходит из первостепенности осознания студентами глубины и необратимости процессов трансформации современного общества в информационное общество, осознания научно-мировоззренческих положений информационной картины мира, реализуя парадигму:
Субъектом обучения в данном случае являются студенты гуманитарных вузов. Существует множество учебников и учебных пособий по информатике для гуманитариев, которые посвящены исключительно популярным информационным технологиям и отличаются от учебников по информатике для технических вузов по объему и внятности изложения материала. Сегодня же главная задача гуманитариев - обеспечить связь между современной научно-технической системой и культурой, сформировать условия для гуманной интеграции научно-технических достижений естественных наук в культурное пространство. В реализации этой задачи гуманитарии используют исключительно естественный язык, в отличие от представителей естественных наук, которые для реализации своей профессиональной деятельности используют искусственные знаковые системы: язык математики, языки программирования, информационные языки. Но все эти языки, включая естественный язык, - суть знаковые системы, общими закономерностями которых занимается семиотика. Через изучение общих закономерностей знаковых систем и общих процессов их трансформации, студенты-гуманитарии легче входят в мир информатики и математики. Как показывает опыт, студентам-гуманитариям становятся более понятными естественнонаучные картины мира, если они осознают существующие связи между знаковыми системами : «естественный язык»- «информационный язык» -«язык математики» - «язык компьютера».
Информатика сегодня рассматривается как комплексная, междисциплинарная наука. Ее комплексность обусловлена объектом изучения - информации, которая «есть все, что не есть материя и энергия», и «единством законов обработки информации в искусственных, биологических, технических и социальных и экономических системах ее обработки» (академик А.П. Ершов). Сегодня неоспоримым является тот факт, что информатика содержит как естественнонаучный, так и социальный аспекты, имеет как фундаментальный, так и прикладной характер. Следовательно, технология обучения должна учитывать междисциплинарные связи между ними, роль этой связи может осуществлять семиотика.
Государственными Образовательными стандартами курс информатики и курс математики предусмотрены для всех специальностей в блоке естественнонаучных дисциплин, но имеют различные наименования для разных специальностей и отличаются как по содержанию, так и по объему: «Информатика», «Информатика и математика», «Информатика и программирование», «Информатика и информационные системы» и др. Эта особенность предъявляет различные требования к организации предметных знаний и графикам обучения. Однако анализ содержания предписанных Стандартом указанных курсов позволяет выделить некоторую общую для всех специальностей составляющую - инвариантную часть, и организовать в университете единую иерархическую систему естественнонаучных знаний, представляющую совокупность взаимосвязанных модулей:
- базовый модуль - инвариантная часть информатики;
- модуль связи - основы семиотики;
- специализированные модули:
- основы программирования,
- основы математики,
- основы информационных систем,
- основы информационных технологий,
- история информатики
- сопровождающие модули (спецкурсы по выбору в соответствии с особенностями специальностей, для которых читается курс: компьютерная графика, информационный менеджмент, информационные технологии в психологии, информационные технологии в социологии и др.).
Каждый модуль системы должен формировать в сознании обучаемого структурную модель данной учебной дисциплины, ее понятийно- сущностную модель, модель знаний и практических умений в рамках данного модуля, а также модель междисциплинарных связей. Для реализации этого предлагается типовая структура каждого модуля, включающая: курс лекций, глоссарий, справочно-методические материалы (программу курса, практикум, рабочую тетрадь студента, адреса соответствующих Интернет-сайтов).
Предлагаемая система представления знаний может быть успешно реализована с помощью современных информационных технологий, включая ИНТЕРНЕТ-технологии, обеспечивая процесс дистанционного обучения. Присущая обучению интерактивность может быть обеспечена такими средствами, как: система контроля знаний и система компьютерной видеоконференцсвязи (КВКС).
Подсистема контроля знаний выполняет одну из основных функций - управление процессом обучения путем решения следующих задач: разработка индивидуальных графиков обучения, мониторинг процесса выполнения этого графика студентами, выдача индивидуальных заданий преподавателя, автоматизированное тестирование студентов, обеспечение обратной связи по результатам тестирования, подсчет итоговой оценки, составление рейтингов, выдача преподавателю статистической информации для принятия решений по качеству тестов. Для решения перечисленных задач подсистема контроля знаний должна содержать следующие знания: сценарии обучения по каждому учебно-методическому модулю; систему тестов для каждого модуля учебной дисциплины; единую систему текущего и итогового контроля учебного процесса.
Система компьютерной «видео- конференц- связи» (КВКС) позволяет осуществлять обмен аудио- и видео- информацией, проводить дискуссии с вводом текстовой информации с клавиатуры, осуществлять совместное использование прикладных программ, проведение многосторонних конференций, использовать виртуальную аудиторную доску.
Основу образовательного процесса в условиях дистанционного обучения составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея доступ к учебно-методическому материалу и согласованную возможность интерактивного взаимодействия с преподавателем в процессе обучения.