Интегрированный подход в анализе и проектировании жилого пространства человека в совокупности с информационно-кибернетическим подходом в современном научном мышлении, теорией синергетики, применимой к социальным и биологическим объектам и системам, кибернетической теорией возникновения интересов, мотивов, эмоций при столкновении организма с новизной. Это создает теоретические предпосылки для представления жилого пространства человека, как сложной информационной системы и определить основные положения:
- проектирование жилой среды не на уровне универсальных принципов, а в их привязке к конкретной территориальной единице: регион, город, село, деревня, усадьба; к культурно-этническим традициям, а также личностным: стремление к уединенности, потребность в личном пространстве, предпочтение районов и психофизиологическим особенностям человека;
- человек и жилая среда рассматриваются как единая система, при этом важным является представление о различии "объективной среды" и "среды поведения", которая формируется самой личностью и на которую она и реагирует;
- единство цветового и объемно-пространственного решения, соответствие местному ландшафту и природно-климатическим условиям; создание психологического комфорта и защищенности, преодоление монотонности и невыразительности архитектурного облика.
Такой подход позволяет установить взаимосвязи между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведением, что важно учитывать на всех стадиях архитектурного проектирования в процессе архитектурного образования.
* В результате интеграции в различных отраслях знаний по экологии, психологии, эргономики, дизайна, архитектуры, посвященных изучению человека, способам его выживания и жизнедеятельности в природной, социальной и материальной художественно-предметной среде во второй половине ХХ века возникает ряд научных направлений таких как: "Ecological psychology" и "Environmental psychology", Психология взаимодействия человека с окружающей средой; Психология взаимодействия с архитектурной и пространственной средой; Инженерная психология (Ю.Г. Абрамова, 1995; Е.В. Лапин, Е.Г. Епифанов, 1995; В.И. Панов, 1999; С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, 1999;T. Niit, M. Raudsepp, M. Heidmets, 2002,