Для системы профессионального образования решение этой проблемы следует рассматриваться как один из важнейших аспектов ее миссии в обществе. Подтверждением этого является «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», в которой социальные требования к системе профессионального образования сформулированы следующим образом: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Основная цель профессионального образования - это подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».
Все эти обстоятельства поставили перед педагогическим сообществом необходимость смены образовательной парадигмы - «образование на всю жизнь» на парадигму - «образование через всю жизнь». В свою очередь реализация этой новой парадигмы требует полномасштабного внедрения в педагогическую практику концепции непрерывности профессионального развития, предусматривающей три основных вектора движения личности в образовательном пространстве:
- «вектор движения вперед», при котором, оставаясь формально на одном и том же профессиональном уровне, человек совершенствует свою профессиональную квалификацию, профессиональное мастерство;
- «вектор движения вверх», когда специалист поднимается по ступеням и уровням профессионального образования: школа, училище, колледж, вуз и т.д.;
- «вектор движения по горизонтали», при котором непрерывность образования дает возможность не только продолжения, но и смены профиля образования, т.е. образовательного маневра на различных этапах жизненного пути за счет смены основной специальности и коррекции первоначального профессионального выбора.
Эффективная реализация полного спектра векторов для движения человека в личностно-ориентированном образовательном пространстве требует создания целостной системы непрерывного образования, предусматривающей интеграцию образовательных систем разных уровней. При этом центральный аспект, определяющий сущность самого процесса образования на разных его ступенях в таких системах, должен быть обозначен прежде как «личность в системе непрерывного образования».
В настоящее время создано и функционирует достаточно много локальных образовательных систем, реализующих идеи непрерывной профессиональной подготовки специалистов, используя при этом разнообразные организационные формы. Среди них можно выделить две основных группы новых типов профессиональных учебных заведений, реализующих непрерывное образование:
- первая - это новые типы, которые работают как самостоятельные учебные структуры и обеспечивают многоуровневую, ступенчатую образовательную подготовку специалистов (от рабочего до техника или инженера);
- вторая - это объединенные в интегративные образовательные структуры традиционные учебные заведения разных уровней с формальным или неформальным соподчинением.
Однако, как показывает анализ функционирования этих систем, основной акцент в их деятельности смещен не в сторону - «личность в системе непрерывного образования», а в основном в сторону непрерывности и преемственности образовательных программ. В тоже время такой столь важный аспект в реализации миссии современного профессионального образования как научение учащихся самостоятельному приобретению знаний и формирование творческой личности, настроенной на достижение высших профессиональных и социальных вершин практически не находит в них должной практической реализации.
Решение этой проблемы возможно путем внедрения в существующие системы непрерывного профессионального образования концептуальных идей относительно новой науки - акмеологии, изучающей феноменологию, закономерности, механизмы и способы развития человека на ступени становления его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Основные идеи акмеологизации профессионального образования можно свести к трем основным задачам:
- по возможности ранняя диагностика призвания;
- создание условий для реализации профессионального призвания, включая вооружение обучаемого инструментарием для акмеологически направленного обучения и самообучения;
- обеспечение процесса подготовки специалистов педагогами-новаторами, владеющими акмеологическим инструментарием.
Однако говорить в настоящее время о полной и комплексной реализации идей акмеологизации профессионального образования явно преждевременно по следующим причинам:
- во-первых, для того, чтобы обеспечить достаточно объективную диагностику призвания необходимо иметь акмеограммы для всех специальностей, т.е. требования к набору качеств, которыми должен обладать человек, чтобы достичь высших результатов в данной профессии (чего сейчас практически нет для большинства специальностей);
- во-вторых, надо иметь инструментарий, который позволял бы измерять эти качества (чего также нет в должной степени);
- в-третьих, сейчас довольно сложно создать как условия для эффективной реализации профессионального призвания (ввиду финансовых и материально-технических ограничений в системе образования), так обеспечить обучаемых необходимым полным комплектом инструментария для акмеологически направленного обучения и самообучения (ввиду недостаточной его разработанности и апробации);
- в-четвертых, нет должного количества педагогов-новаторов, владеющих акмеологическим инструментарием (существуют лишь единицы таких педагогов при определенных научных школах).
Поэтому сейчас можно рассматривать лишь возможность усиления профессиональной подготовки еще и некоторой акмеологической подготовкой обучаемых, то есть придание обучению акмеологической направленности. Под акмеологической направленностью подготовки специалиста при этом следует понимать всестороннее индивидуализированное творческое развитие личности и формирование у нее нацеленности на достижение высшего профессионального и социального успеха. А это означает по своей сути признание необходимости формирования акмеологически ориентированной личности специалиста как новой педагогической парадигмы.
В свою очередь реализация этой парадигмы требует, прежде всего, решения вопроса об «акмеологической вооруженности» подготавливаемого специалиста, то есть выбора соответствующей задаче технологии обучения. Одним из вариантов реализации такой образовательной технологии может быть введение элементов акмеологической направленности во все учебные дисциплины. Благодаря комплексности такой подход эффективен, но его реализация весьма сложна как с позиций требуемых объемов методической работы, подбора кадрового состава, так и временных затрат. Вторым вариантом, более оперативно реализуемым, может быть введение специальных курсов, призванных дать обучаемым необходимый инструментарий для акмеологически направленного обучения и самообучения.
Учитывая проблемы кадрового обеспечения для подобных новаций, о чем уже упоминалось ранее, в настоящее время, при реализации акмеологически-ориентированной системы непрерывного профессионального образования, целесообразно выбирать второй вариант - «облегченной технологии акмеологизации» с использованием системы специальных курсов как психолого-акмеологической, так и региональной направленности, образующих специальный «модуль дисциплин акмеологической подготовки» специалиста. При этом курсы психолого-акмеологической ориентации должны обеспечивать ориентацию и развитие личности, как в аспекте определения своего призвания, так и развития творчества, а курсы региональной направленности - ускорять процесс адаптации получаемой студентом профессии к потребностям регионального рынка труда. Распределение дисциплин этого модуля по различным этапам подготовки специалиста в учебном заведении создает систему сквозной акмеологической подготовки, обеспечивающую формирование «акмеологического ядра» специалиста - акмеологически значимых качеств у выпускников профессионального учебного заведения.
В Таганрогском авиационном колледже более пяти лет функционирует акмеологически-ориентированная четырехуровневая система непрерывного профессионального образования, включающая постоянно действующие подготовительные курсы, подготовку техника базового и повышенного уровня, а также начальную подготовку инженера. При этом для формирования «акмеологического ядра» специалиста нами используется «модуль дисциплин акмеологической подготовки», включающий дисциплины, как вошедшие в стандарт, так и элективные курсы, совместно обеспечивающие динамическое формирование «акмеологического ядра» специалиста: «Введение в специальность», «История развития техники», «Основы психологии», «Социальная психология», «Основы управленческой деятельности», «Этика и культура управления», «Безопасность жизнедеятельности», «Экологические основы природопользования», «Психолого-методологические основы и методы инженерного творчества», а также курс «История Донского края и города Таганрога».
Экспериментальные исследования, проведенные в колледже, подтвердили возможность формирования акмеологически значимых качеств у будущих специалистов с помощью вышеприведенного комплекса гуманитарно-психологических дисциплин акмеологической направленности. Что же касается эффективности функционирования всей созданной нами системы непрерывного профессионального образования акмеологической направленности, базирующейся на новой педагогической парадигме, то она подтверждается тем, что в колледже за последние пять лет выросли такие показатели как: конкурс при поступлении в колледж, число дипломов с отличием, поступление выпускников в вузы, трудоустройство по специальности, призы и победы в конкурсах областного уровня, ежегодные выступления на конференциях различного уровня и публикации статей.