- объективной потребностью в фундаментализации, гуманизации, интеграции, экологизации медицинского образования и отсутствием целостной теоретической концепции подготовки специалиста в медицинском вузе в современных государственных образовательных стандартах врача;
- необходимостью сформировать личность врача как высокопрофессиональную, духовно-нравственную, гуманную и лидирующей пока предметной системой обучения, ориентированной на узкопрофильные задачи усвоения содержания данной дисциплины при отсутствии необходимых интегративных курсов, в том числе химических, обеспечивающих целостное восприятие системы «химияÛмедицина»;
- уровнями школьного и требованиями вузовского образования к знаниям абитуриентов, вызывающих необходимость включения в вузовскую систему новых структур довузовского образования;
- огромной значимостью курса общей химии для медицинского образования, развития медицинского мышления, интеллекта и недооценкой его в составе общенаучной и профессиональной подготовки, недостаточным уровнем его системности и количества учебного времени для его сознательного и действенного усвоения;
- целевым назначением курса общей химии - обеспечить исходную химическую грамотность и общетеоретическую химическую подготовку врача, усвоение основополагающих идей, понятий, законов, теорий, необходимых для изучения других химических и профессиональных дисциплин и отсутствие должной междисциплинарной связи с предметами химико-биологического и медицинского блоков.
Один из путей разрешения этих противоречий мы видим в инновационной перестройке химико-медицинского образования на основе синтеза его фундаментальных идей, в более четком определении статуса и значения в этой системе курса общей химии, а также в научно обоснованной стратегии модернизации его содержания и процесса изучения, адекватных современным целям высшего медицинского образования.
Суть нашей работы состоит в перестройке содержания и методики обучения общей химии (ООХ) студентов в медицинском вузе, в изменении ее статуса в системе медицинского образования. Необходимость такого исследования стала очевидной в связи с универсальностью, фундаментальностью и значимостью данного курса химии для подготовки врача, особенно в условиях ухудшения состояния окружающей среды, снижения показателей здоровья нации, а также повышения уровня медицинских исследований, в том числе диагностики на молекулярном уровне.
Нами установлено, что общая химия выполняет в медицинском вузе триединую задачу: а) общая химия - связующее звено между довузовским и вузовским этапами химического образования; б) общая химия - фундамент для изучения других химических и теоретических дисциплин, понимания химической картины природы; в) общая химия - компонент специальных медицинских дисциплин.
По нашему мнению для повышения качества подготовки студента-медика на современном этапе курс общей химии как компонент образовательной системы медицинского вуза должен изучаться в русле принятых гуманистической и глобалистической парадигм непрерывного образования. Это означает переход на личностно-ориентированное, профессионально направленное обучение, отражающее в своем содержании и учебном процессе не только ведущие тенденции высшего медицинского образования и требования общества к нему, но и обеспечивающее выполнение государственных стандартов, ориентирующееся на стратегические цели ХХI века - повышение интеллектуального потенциала специалиста любого медицинского профиля.
Нами предложен интегративно-модульный вариативный курс общей химии для студентов медицинского вуза. При его построении мы учли необходимость укрупнения дидактических единиц и минимизации материала, что важно при дефиците учебного времени, а также психологию усвоения учебного материала студентами 1 курса, тенденции к сокращению учебных аудиторных часов на изучение курсов общей химии с целью высвобождения времени для других, в том числе клинических дисциплин.
Одним из ведущих принципов современной методологии является принцип дополнительности, обуславливающий приоритетное значение системного и интегративного подходов. Применение последних в нашем исследовании ориентировало нас при построении вариативного курса общей химии на интеграцию, систематизацию и на структурирование множества разобщенных общехимических, медико-биологических, экологических и других компонентов содержания курса общей химии в целостный продукт - в экономную систему учебного содержания.
Построенные нами дидактические системы содержания не совпадают с концептуальными системами химических научных знаний. Однако ориентация на них необходима и полезна для отбора и структурирования учебного материала в плане изоморфного, инвариантного, хотя и очень краткого отражения в нем важнейших теоретико-понятийных систем знаний. Такой подход совпадает и с мнением ведущих дидактов, утверждающих, что логика учебного предмета определяется, прежде всего, логикой раскрытия научных понятий.
При концептуальном анализе современного состояния науки химии, а также существующих учебников по общей химии для вузов, в том числе для медицинских, мы выделили теоретическое ядро учебного предмета, как наиболее устойчивый инвариант его содержания и основной источник для последующего отбора необходимого фактологического материала. Важное место в системе теоретического ядра занимают ведущие теории, законы и фундаментальные понятия химической науки: электронная теория строения атома и веществ, теории растворов, термодинамические и кинетические законы и закономерности и др. Универсальные законы и теории, а также фундаментальные понятия науки пронизывают весь курс и все выделенные системы знаний. Системы теоретических знаний полифункциональны, выполняют гносеологическую, системообразующую и методологическую функции, но главное их назначение - всесторонне характеризовать, объяснять и прогнозировать химические процессы и явления. Фундаментальные общехимические понятия: атом, молекула, вещество, энергия, химическая реакция, реакционная способность веществ, растворы и др. имеют общую черту в обучении - сквозной характер их формирования, развития и широкий спектр их полифункционального применения. Отбор знаний, входящих в теоретическое ядро, осуществлялся нами на основе принципов научности; системности; изоморфного соответствия; доступности; теоретической и практической значимости; универсальности; полифункциональности; взаимодополняемости.
Главными подходами к структурной организации учебного содержания и построения учебного предмета мы выбрали системно-деятельностный, структурно-функциональный, интегративно-модульный.
Системно-деятельностный подход позволяет представить все содержание как сложную дидактическую систему, направленную на ее усвоение в деятельности. Для этого в составе этой системы важно усилить методологический блок, в том числе о способах научного познания и учебной деятельности, а в структуру учебного курса включить методический компонент, представленный разными по сложности и характеру выполнения видами заданий, ориентировочным аппаратом.
Структурно-функциональный подход служит методологией для структурирования содержания каждого блока содержания и сведения их в единую систему, определения их разнообразных функций в процессе изучения этих блоков.
Для построения учебного предмета и глобального его структурирования мы используем интегративно-модульный подход (ИМП), который предполагает внутри- и межпредметную интеграцию содержания, оформление основных подсистем знаний в виде модулей и их дидактико-методическое обеспечение. Интегративно-модульная инновационная технология обучения реализуется через принципы: укрупнение дидактических единиц, внутри- и межпредметной интеграции, модульности. ИМП обеспечивает широкий охват образовательной системы, выражающийся через цели, содержание, организационные формы и методы, а также результаты обучения. В соответствии с этим подходом, обучение строится по отдельным функциональным «узлам» - модулям, предназначенным для достижения поставленных дидактических целей. Модуль соответствует определенной теме или разделу, а также может объединять содержание по крупной проблеме или по определенной области научных знаний, например, химическая термодинамика и химическая кинетика. Мы используем ИМП как средство структурирования содержания обучения. Он требует рассматривать учебный материал в рамках модуля, не только как единое целое, направленное на достижение цели, но и как структурно-организованный блок, сцементированный внутри- и межпредметной интеграцией. При структурировании содержания обучения, его основные компоненты и элементы должны быть интегрированы, сцементированы связями системообразования и функционирования и подчинены общей дидактической цели и содержательно-методической идее.
Нами разработана не только модульная структура курса общей химии, но и конкретная методика формирования системных химических знаний и обобщенных умений, предусматривающая единство проблемного и алгоритмического обучения, экспериментальных и теоретических методов. Предложен комплекс целесообразных средств изучения химического материала, активное применение символико-графических форм выражения его результатов, направленных на развитие понятийно-теоретической экспериментально-практической и оценочной деятельности студентов-медиков.
Осуществленный в рамках методического исследования педагогический эксперимент подтвердил гипотезу, доказал эффективность разработанной нами методики, концепции обучения общей химии в медицинском вузе, ее позитивное влияние на уровень и качество усвоения знаний и умений, на развитие личности студентов, раскрыл пути ее дальнейшего совершенствования.
Учитывая усиление методологической направленности интегративно-модульного обучения общей химии и целенаправленную отработку и обобщение разных способов действий на межмодульном и междисциплинарном уровне, нам удалось в процессе экспериментального обучения добиться достаточно высокого уровня сформированности системности и функциональности химических знаний и умений студентов. Это объясняется положительным влиянием интегративно-модульной системы обучения общей химии.