Введение
Понятие самоэффективности является ключевым в социально-когнитивной теории и рассматривается в различных аспектах, таких как определение, ограничения, измерения и применение в разных областях. В центре этих определений находится концепция самоэффективности, предложенная Альбертом Бандурой, одним из ведущих представителей теории социального научения. Бандура определяет самоэффективность как «суждение индивида о своей способности организовывать и успешно выполнять действия, необходимые для достижения определенных результатов» [1]. Эта концепция подчеркивает важность уверенности человека в своей способности преодолеть трудности и достичь поставленных целей.
Согласно Джинксу и Моргану, самоэффективность представляет собой чувство уверенности индивида в своей способности действовать эффективно в конкретной ситуации [2]. Эта уверенность напрямую влияет на успеваемость человека, выбор деятельности, количество усилий, которые он прикладывает, и, как следствие, на его успех [3; 4]. Более того, высокая самоэффективность способствует лучшему выполнению учебных заданий и задач, требующих различных навыков, таких как языковые, психомоторные или вычислительные навыки [4].
Взаимосвязь между восприятием самоэффективности и академической успеваемостью была выявлена в ходе экспериментальных исследований. Согласно результатам исследований, восприятие самоэффективности оказывает значительное влияние на академическую успеваемость учащихся [3; 5]. Результаты исследований подчеркивают, что между успеваемостью и самоэффективностью существует значительная связь, и с ростом самоэффективности успеваемость также повышается.
Хотя вопрос о том, в какой степени студенты считают себя компетентными в научных исследованиях, рассматривается исследователями различных образовательных уровней, примечательно, что количество исследований, посвященных самоэффективности в научных исследованиях аспирантов, не находится на желаемом уровне. Однако это сложная динамика. Важность научных исследований, особенно для студентов, продолжающих обучение в аспирантуре университетов, неоспорима. Хотя научное исследование является неотъемлемой частью научного успеха на уровне последипломного образования, общепринято, что студенты должны обладать навыками письма или быть уверенными в них и должны демонстрировать эти навыки в различных предметных областях и исследованиях [6; 7]. Однако обычно это не так.
В контексте аспирантской деятельности понимание и развитие самоэффективности имеет особое значение. Уверенность в собственных исследовательских способностях влияет на мотивацию аспирантов, их подход к научной работе и общий успех в академической карьере [4]. Поэтому важно изучить, как аспиранты воспринимают свою самоэффективность и какие аспекты научной деятельности вызывают у них затруднения, чтобы разработать эффективные стратегии поддержки и развития их исследовательских навыков.
Научно-исследовательская деятельность является ключевым элементом академического и профессионального роста аспирантов. В этом контексте самоэффективность, то есть уверенность в собственных способностях выполнять исследовательские задачи, играет важную роль в успешности их работы [1]. Понимание того, как аспиранты воспринимают свою компетентность и какие аспекты исследовательской работы вызывают у них затруднения, может дать ценную информацию для улучшения образовательных программ и поддерживающих структур [5; 8].
Аспиранты, как будущие научные кадры, сталкиваются с различными вызовами в процессе научных исследований, которые могут влиять на их профессиональное развитие и карьерные перспективы. Эти вызовы могут включать в себя как технические аспекты, такие как написание научных отчетов и структурирование исследований, так и более субъективные элементы, такие как управление временем и владение языком. Оценка их самоэффективности позволяет выявить области, где они чувствуют себя уверенно, и те, которые требуют дополнительной работы и поддержки [4; 9].
Важность темы исследования подтверждается растущей потребностью в эффективных методах подготовки аспирантов к требованиям современного научного сообщества. Понимание и анализ восприятия аспирантами своей исследовательской компетентности помогут выявить пробелы в их подготовке и определить пути улучшения образовательного процесса [3; 6]. В данном контексте исследование направлено на то, чтобы осветить, как аспиранты оценивают свою эффективность в научных исследованиях, какие аспекты они считают своими сильными сторонами, а какие – слабостями. Это знание поможет создать более адаптированные и поддерживающие образовательные программы, которые будут способствовать развитию необходимых навыков и повышению общей уверенности аспирантов в их научной деятельности.
Цель исследования – выяснить, как аспиранты воспринимают себя в области исследования и насколько они чувствуют себя компетентными.
Материалы и методы исследования
Это исследование было основано на качественном методе, который предполагает использование подходов для сбора качественных данных, таких как наблюдение, интервью и анализ документов [10, с. 112]. В исследовании была применена феноменологическая модель [11, с. 84; 12, c. 58]. Выбор этой модели объясняется тем, что исследование основывалось на опыте аспирантов, прошедших через процесс, связанный с исследуемыми проблемами, и отражало их личное восприятие ситуации.
Основная группа исследования определялась методом критериальной выборки – одного из методов целенаправленной выборки [11, с. 62]. Рабочую группу составили 20 аспирантов из разных университетов в Кыргызстане, завершившие не менее трети своей исследовательской работы.
В исследовании данные были получены методом интервью [13, с. 98]. В качестве инструмента сбора данных использовалась полуструктурированная форма интервью, разработанная исследователем.
В форме интервью располагались следующие вопросы:
а) В каких областях научно-исследовательского процесса вы чувствуете себя компетентным?
б) В каких областях научно-исследовательского процесса вы чувствуете себя неадекватным/недостаточным?
в) Что вы рекомендуете, чтобы справиться с трудностями научно-исследовательского процесса и каковы ваши ожидания?
Данные, собранные в ходе исследования, были проанализированы с помощью метода контент-анализа [10, с. 65]. Исследователем были обработаны полученные от участников ответы – переведены в текстовый формат интервью. После этого тексты были упорядочены и распределены по категориям, соответствующим вопросам, на которые респонденты давали свои комментарии.
Результаты исследования и их обсуждение
Для понимания отношения аспирантов, продолжающих обучение, к исследовательской деятельности, трудностям, возникающим при подготовке научных текстов, и личному смыслу, который они вкладывают в этот процесс, был применен метод индивидуальных интервью. Последующий анализ полученных данных позволил выделить центральную тему. В этой теме расположились три категории. Они были определены как «Области, в которых чувствуется достаточность», «Области, в которых чувствуется недостаточность» и «Ожидания и рекомендации». В первой категории, «Области, в которых чувствуется достаточность», было получено три кода по разделам «Определение темы исследования», «Мотивация» и «Синтезирование информации». По второй категории, «Области, в которых чувствуется недостаточность», были получены коды «Правила написания отчетов исследований», «Английский язык», «Создание структуры исследования» и «Тайм-менеджмент». В последней категории, «Ожидания и рекомендации», были выделены коды «Письменная практика», «Обратная связь» и «Чтение». Результаты представлены в таблице в виде категорий и кодов.
Представленная таблица содержит итоги опроса, посвященного оценке аспирантами собственной результативности в научно-исследовательской работе. Структура таблицы охватывает три ключевые области: персональные оценки аспирантов, сферы, в которых они ощущают уверенность и неуверенность в своих умениях, и их ожидания и предложения.
Области, в которых чувствуется достаточность. Аспиранты заявляют о высокой степени заинтересованности в учебе, умении выбирать направление научной работы и обобщать данные из различных источников. Они полагают, что обладают достаточным уровнем развития этих компетенций для плодотворной работы в научной сфере.
Области, в которых чувствуется недостаточность. В противоположность этому, аспиранты сталкиваются с рядом трудностей в процессе обучения. Во-первых, многие испытывают проблемы с написанием научных отчетов, не зная всех необходимых правил и форматов. Во-вторых, организация и структурирование исследовательской работы представляют значительные сложности. Не все аспиранты свободно владеют английским языком, что затрудняет работу с англоязычной литературой и написание научных текстов на английском. Наконец, недостаток навыков тайм-менеджмента: плохое планирование времени и неверная расстановка приоритетов – отрицательно влияет на их производительность и эффективность обучения.
Результаты контент-анализа
Тема |
Категория |
Код |
Мнения аспирантов |
Области, в которых чувствуется достаточность |
Мотивация |
Определение темы исследования |
||
Синтезирование информации |
||
Области, в которых чувствуется недостаточность |
Правила написания отчетов исследований |
|
Создание структуры исследования |
||
Английский язык |
||
Тайм-менеджмент |
||
Ожидания и рекомендации |
Обратная связь |
|
Письменная практика |
||
Чтение |
Ожидания и рекомендации. Аспиранты считают, что взаимодействие с преподавателями и научными руководителями недостаточно эффективно и нуждается в улучшении. Они хотят более активного участия со стороны наставников, чтобы получить больше поддержки и повысить свой профессиональный уровень. Ключевой момент, который аспиранты неоднократно подчеркивают, – это необходимость значительно больше практиковаться в написании научных работ. Это считается одним из самых важных аспектов, требующих улучшения в процессе обучения. В целом аспиранты жаждут более продуктивного сотрудничества и более интенсивной тренировки навыков академического письма.
Аспиранты чувствуют себя уверенно в некоторых аспектах научного процесса, но выделяют несколько ключевых областей, которые требуют дальнейшего развития и поддержки.
Ниже представлены примерные высказывания участников по каждой категории:
Первая категория. Области, в которых чувствуется достаточность
Прямые цитаты аспирантов по коду «Мотивация» следующие:
У-9: «Я чувствую сильную мотивацию продолжать свои исследования, так как мне интересно углубляться в эту тему и находить новые решения».
У-15: «Несмотря на то, что мое настроение время от времени падает, я хорошо сохраняю мотивацию, и это делает меня сильнее, когда я пишу».
Другая область, которая была сочтена достаточной, была определена как «Определение темы исследования». Ниже приведены некоторые заявления, полученные по этому коду:
У-2: «Выбор темы исследования был для меня достаточно простым, я сразу определил, что именно меня интересует и на чем хочу сосредоточиться».
У-11: «Есть много тем, которые я разработал в своей голове. Теперь осталось только их изучить».
Прямые цитаты аспирантов по коду «Синтезирование информаций» следующие:
У-3: «Я считаю, что хорошо умею собирать и структурировать информацию из разных источников, что помогает мне более эффективно вести исследования».
У-6: «Я думаю, что хорошо понимаю, интерпретирую и объединяю прочитанное».
Вторая категория. Области, в которых чувствуется недостаточность.
Прямые цитаты аспирантов по коду «Правила написания отчетов исследований» следующие:
У-1: «Я сталкиваюсь с трудностями при написании отчетов, особенно с соблюдением академических стандартов и стиля».
У-18: «Я всегда читаю правила написания отчетов научных исследований, но иногда у меня возникают трудности».
Высказывания по коду «Создание структуры исследования»:
У-7: «Самым сложным для меня является правильно организовать исследование. Мне трудно выстроить четкую логику и последовательность в работе».
У-20: «Я застреваю при создании структуры исследования».
Высказывания по коду «Английский язык»:
У-13: «Мои знания английского недостаточны для того, чтобы комфортно работать с международной литературой или писать статьи на высоком уровне».
У-11: «Поскольку у меня слабый английский, я думаю, что мой обзор литературы всегда остается недостаточным».
По коду «Тайм-менеджмент»:
У-16: «Часто не успеваю закончить задачи вовремя. Мне сложно распределить время между учебой, исследованиями и личной жизнью».
Третья категория. Ожидания и рекомендации:
У-1: «Хотелось бы получать больше обратной связи от научного руководителя, чтобы лучше понимать свои ошибки и направления для улучшения».
У-9: «Думаю, мне нужно больше практики в написании научных текстов, особенно для публикаций. Это поможет чувствовать себя увереннее».
У-20: «Я понимаю, что мне нужно больше читать научных статей и книг по моей теме, чтобы лучше ориентироваться в исследованиях и расширять свои знания».
Заключение
Данное исследование позволило выявить ключевые аспекты самоэффективности аспирантов в ходе их исследовательской деятельности на основе их собственных оценок и восприятий. Анализ данных показал, что аспиранты продемонстрировали уверенность в таких областях, как мотивация, определение тем исследований и синтез информации. Эти аспекты способствуют их успешной работе в области исследований и создают основу для дальнейшего профессионального роста.
Однако были выявлены и слабые стороны. Наибольшие трудности были связаны с правилами написания научных отчетов, структурой исследования, знанием английского языка и тайм-менеджментом. Эти проблемы создают существенные препятствия для научной карьеры аспирантов и требуют большего внимания со стороны учебных заведений.
Кроме того, участники исследования высказали свои ожидания и предложения, главными из которых были необходимость более регулярной и конструктивной обратной связи от научных руководителей, а также расширение практики академического письма и увеличение объема чтения научной литературы. Эти меры могут помочь повысить уверенность аспирантов в своих исследовательских навыках и улучшить их общую самоэффективность.
В ходе исследования изучалось восприятие аспирантами своей исследовательской самоэффективности, выявлялись ключевые области, в которых они чувствовали себя уверенно, и области, в которых им не хватало знаний и навыков.
Трудности, с которыми сталкиваются аспиранты, могут негативно отразиться на их эффективности и производительности, что говорит о необходимости систематической поддержки со стороны образовательных и научно-исследовательских учреждений. Участники исследования назвали обратную связь от научных наставников, интенсивную практику письма и углубленное чтение научной литературы ключевыми областями развития, в которых они сыграли решающую роль.
В исследовании подчеркивается важность создания условий для поддержки и развития аспирантов, особенно в областях, которые они считают сложными. Программы обучения, направленные на улучшение навыков управления временем, письма и языка, могут значительно повысить их уверенность и самоэффективность в исследовательской работе. Эти инициативы помогают аспирантам не только улучшить свои исследовательские навыки, но и лучше подготовиться к будущей академической или профессиональной карьере.
Библиографическая ссылка
Алимбеков А.А. САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ БУДУЩИХ НАУЧНЫХ КАДРОВ В ИССЛЕДОВАНИЯХ: АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ И ОЦЕНКИ СОБСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 7. С. 88-92;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40444 (дата обращения: 08.08.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40444