Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) является техническая неисправность транспортных средств (табл. 1).
Техническое состояние транспортного средства (далее – ТС) во многом определяется его физическим износом в процессе эксплуатации, основными причинами которого являются изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия, изменение физико-химических свойств конструктивных материалов. При достижении ТС предельного состояния, при котором невозможна его дальнейшая эксплуатация по техническим критериям, осуществляется вывод ТС из эксплуатации.
Таблица 1
Безопасность дорожного движения в России (январь-декабрь 2012 г.) [1]
| 
			 Показатель  | 
			
			 Кол-во ДТП  | 
			
			 Кол-во погибших  | 
			
			 Кол-во раненых  | 
		||
| 
			 чел.  | 
			
			 чел./ДТП  | 
			
			 чел.  | 
			
			 чел./ДТП  | 
		||
| 
			 ДТП (всего),  | 
			
			 203 597  | 
			
			 27 991  | 
			
			 0,138  | 
			
			 258 618  | 
			
			 1,270  | 
		
| 
			 в т. ч. ДТП из-за эксплуатации технически неисправного транспортного средства  | 
			
			 1 028  | 
			
			 282  | 
			
			 0,274  | 
			
			 1 465  | 
			
			 1,425  | 
		
Целью настоящей работы являлось определение физического износа седельных тягачей марки IVECO STRALIS и полуприцепов марок FLIEGL SDS и KRONE SD, состоящих на балансе ООО «Реалтранс». Для этого были использованы следующие расчётные методы [2]:
1) нормативный метод с корректированием, рекомендуемый к применению для оценки физического износа ТС, для которых нормативно-технической документацией установлены нормативы срока службы до списания (капитального ремонта), а также имеется информация о факторах, влияющих на срок службы. Метод применялся для расчёта физического износа седельных тягачей;
2) метод амортизационных начислений, использование которого допускается в отдельных случаях для оценки физического износа ТС, принадлежащих юридическим лицам. Метод применялся для полуприцепов в виду отсутствия для них в [2] необходимых расчётных коэффициентов корректирования нормативного срока службы до списания. Нормативы амортизационных отчислений, также отсутствующие в [2], определялись согласно рекомендациям [3].
Результаты выполненного расчёта физического износа ТС, имеющих наименьший и наибольший фактические сроки эксплуатации, приведены в табл. 2, 3.
Таблица 2
Характеристика автотранспортных средств (седельных тягачей)
| 
			 Марка ТС  | 
			
			 Мощность двигателя, л. с.  | 
			
			 Фактический срок службы на дату оценки, лет  | 
			
			 Фактический пробег на дату оценки, км  | 
			
			 Физический износ, %  | 
		
| 
			 IVECO STRALIS  | 
			
			 420  | 
			
			 2,1  | 
			
			 134 402  | 
			
			 22  | 
		
| 
			 IVECO STRALIS  | 
			
			 430  | 
			
			 6,1  | 
			
			 368 822  | 
			
			 64  | 
		
Таблица 3
Характеристика транспортных средств (полуприцепов)
| 
			 Марка ТС  | 
			
			 Грузоподъёмность, т  | 
			
			 Фактический срок службы на дату оценки, лет  | 
			
			 Фактический пробег на дату оценки, км  | 
			
			 Физический износ, %  | 
		
| 
			 FLIEGL SDS  | 
			
			 35  | 
			
			 2,1  | 
			
			 134 402  | 
			
			 21  | 
		
| 
			 KRONE SD  | 
			
			 39  | 
			
			 6,1  | 
			
			 368 822  | 
			
			 61  | 
		
Библиографическая ссылка
Козлов А.В, Евстигнеева Н.А. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ИЗНОСА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ООО «РЕАЛТРАНС» // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 5-1. С. 214-215;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33857 (дата обращения: 04.11.2025).



