Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) является техническая неисправность транспортных средств (табл. 1).

Техническое состояние транспортного средства (далее – ТС) во многом определяется его физическим износом в процессе эксплуатации, основными причинами которого являются изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия, изменение физико-химиче­ских свойств конструктивных материалов. При достижении ТС предельного состояния, при котором невозможна его дальнейшая эксплуатация по техническим критериям, осуществляется вывод ТС из эксплуатации.

Таблица 1 

Безопасность дорожного движения в России (январь-декабрь 2012 г.) [1]

Показатель

Кол-во ДТП

Кол-во погибших

Кол-во раненых

чел.

чел./ДТП

чел.

чел./ДТП

ДТП (всего),

203 597

27 991

0,138

258 618

1,270

в т. ч. ДТП из-за эксплуатации технически неисправного транспортного средства

1 028

282

0,274

1 465

1,425

 

Целью настоящей работы являлось определение физического износа седельных тягачей марки IVECO STRALIS и полуприцепов марок FLIEGL SDS и KRONE SD, состоящих на балансе ООО «Реалтранс». Для этого были использованы следующие расчётные методы [2]:

1) нормативный метод с корректированием, рекомендуемый к применению для оценки физического износа ТС, для которых нормативно-технической документацией установлены нормативы срока службы до списания (капитального ремонта), а также имеется информация о факторах, влияющих на срок службы. Метод применялся для расчёта физического износа седельных тягачей;

2) метод амортизационных начислений, использование которого допускается в отдельных случаях для оценки физического износа ТС, принадлежащих юридическим лицам. Метод применялся для полуприцепов в виду отсутствия для них в [2] необходимых расчётных коэффициентов корректирования нормативного срока службы до списания. Нормативы амортизационных отчислений, также отсутствующие в [2], определялись согласно рекомендациям [3].

Результаты выполненного расчёта физического износа ТС, имеющих наименьший и наибольший фактические сроки эксплуатации, приведены в табл. 2, 3.

Таблица 2 

Характеристика автотранспортных средств (седельных тягачей)

Марка ТС

Мощность двигателя, л. с.

Фактический срок службы на дату оценки, лет

Фактический пробег на дату оценки, км

Физический износ, %

IVECO STRALIS

420

2,1

134 402

22

IVECO STRALIS

430

6,1

368 822

64

 

 

Таблица 3 

Характеристика транспортных средств (полуприцепов)

Марка ТС

Грузоподъ­ёмность, т

Фактический срок службы на дату оценки, лет

Фактический пробег на дату оценки, км

Физический износ, %

FLIEGL SDS

35

2,1

134 402

21

KRONE SD

39

6,1

368 822

61