Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И РИСКОВ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Ушаков А.А. 1
1 ГБПОУ «Белореченский медицинский колледж»
В статье анализируются возможности и риски личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интеграции современных образовательных сред. В исследовании использованы методы стратегического планирования для выявления ведущих профессионально-развивающих факторов среды. Методика SWOT-анализа позволяет определить как сильные, так и слабые стороны в саморазвитии специалистов сферы образования, выявить возможности и угрозы данного процесса, разработать ключевые стратегии саморазвития, спроектировать индивидуальную профессионально-развивающую траекторию. Ресурсный потенциал интегративной образовательной среды определяется как возможности, условия и средства, которые могут быть эффективно использованы в целях саморазвития педагога. Потенциальными рисками саморазвития педагога являются квазиреальность виртуального пространства, фрагментарность информации, «клиповое мышление», возможная информационная опасность ресурсов, отсутствие реального диалога, необоснованное использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств. Автором статьи предлагаются способы минимизации выявленных рисков саморазвития педагогов в интегративной образовательной среде. Результаты проведенного исследования могут быть использованы образовательными организациями в процессе сопровождения личностно-профессионального саморазвития специалистов сферы образования.
анализ личностно-профессионального саморазвития педагога
интегративная образовательная среда
методы стратегического планирования
виртуальная реальность
«клиповое мышление»
1. Андреев В.И. Ресурсный подход к активизации инновационной деятельности и саморазвитию личности в условиях высшего педагогического образования // Образование и саморазвитие. – 2011. – № 1 (23). – С. 3–7.
2. Докука С.В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность. – 2013. – № 2. – С. 169–176.
3. Изотова Л.Е., Киселёва Е.С., Романов Д.А. Особенности SWOT-анализа компетенций и личностно-профессиональных качеств // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 5 (135). – С. 105–110.
4. Кошель В.А., Сегал А.П. «Клиповое мышление» как форма обыденного сознания // Международный академический вестник. – 2015. – № 4 (10). – С. 15–23.
5. Патрахина Т.Н. SWOT-анализ как инструмент планирования стратегии образовательной организации // Интернет-журнал «Науковедение». – 2015. – Т. 7, № 2. – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/08PVN215.pdf (дата обращения 03.08.2016).
6. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. – М.: Наука, 1997. – 463 с.
7. Светенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н. Стратегический менеджмент в образовании. – М.: АПК и ППРО, 2007. – 76 с.
8. Софронова Н.В. Методики анализа педагогических систем // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11–3. – С. 578–583.

Решение проблемы обеспечения качества образования и жизни в целом детерминируется непрерывным творческим развитием педагога в течение всего периода профессиональной деятельности. Специалист сферы образования является главным ресурсом повышения качества образовательного процесса при условии постоянного развития и проявления себя как инициативной и творческой личности [1]. При этом основополагающее значение имеют внутреннее стремление и потребность педагога в собственном саморазвитии. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, человека как личность характеризует не только то, что есть, но и то, чем он хочет стать и что является сферой его возможного развития [6]. На современном этапе развития образования необходимо создание реальных условий для активизации стремления педагогов реализовать себя как в профессиональной деятельности, так и в аспекте личностного развития.

Целью проведенного исследования является теоретическое обоснование и разработка концепции интегративной образовательной среды и особенностей личностно-профессионального саморазвития педагога в ней. В данной статье представлена методика анализа возможностей и рисков саморазвития специалистов сферы образования в современных средовых условиях.

Концепция интегративной профессионально-развивающей образовательной среды основывается на идее интеграции (от лат. integratio – «соединение», «восполнение», «восстановление», integer – «целый»), которая в широком смысле обозначает объединение отдельных частей или функций системы, процесс уподобления и сближения объектов. Многоуровневые образовательные среды, формируемые под влиянием техногенных и информационных факторов, характеризуются тенденцией к объединению. Средовой синтез, внедрение информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов определяют формирование интегративной образовательной среды педагога как единой системы. Такая среда представлена множеством взаимосвязанных между собой внутренних микросред образовательных организаций и внешней интегративной макросредой.

Саморазвитие педагога как личности и профессионала в интегративной образовательной среде представляет собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления. Интегративная образовательная среда обладает свойством вариативности и обеспечивает выход в формирующееся открытое глобальное пространство. Данная среда позволяет педагогам максимально эффективно использовать альтернативные профессионально-развивающие ресурсы в целях собственного саморазвития. В условиях интегративной образовательной среды необходимо осуществление анализа возможностей и рисков саморазвития педагога как личности и профессионала.

Таблица 1

Пример общей матрицы SWOT-анализа личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды

Уровни интегративной образовательной среды

Факторы

+ (положительные)

– (отрицательные)

Внутренняя микросреда образовательной организации

Сильные стороны, способствующие саморазвитию педагога:

1) открытость образовательного процесса;

2) адаптивность образовательной среды

Слабые стороны в саморазвитии педагога:

1) недостаточно сложившаяся система мотивации педагогов;

2) необходимость в совершенствовании системы мониторинга кадров

Внешняя интегративная макросреда

Возможности личностно-профессионального саморазвития:

1) повышение квалификации в дистанционной форме;

2) интерактивное участие в конкурсах профессионального мастерства

Риски личностно-профессионального саморазвития:

1) недостаток времени и большая загруженность;

2) собственная инертность

С целью исследования педагогических систем применяются системный, статистический, корреляционный, факторный, ретроспективный и другие виды анализа [8]. SWOT-анализ используется как метод стратегического планирования и диагностики социальных систем. В качестве инструмента планирования стратегии образовательной организации SWOT-анализ позволяет провести аналитическую работу с целью определения сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон, возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) внешней среды, в психолого-педагогической литературе разработаны методики проведения такого анализа [5, 7]. Данный метод связан с этапами контроля, прогнозирования и принятия решений. SWOT-анализ применим также в целях диагностики компетенций и личностно-профессиональных качеств, достоинством подобного анализа является полный учет всех внешних и внутренних факторов развития, а недостатком – невозможность полной формализации [3]. Использование методики SWOT-анализа эффективно с целью определения возможностей и рисков личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде (табл. 1).

На первом этапе использования методики SWOT-анализа личностно-профессионального саморазвития педагога определяются факторы внутренней микросреды образовательной организации, которая является частью интегративной макросреды. Внутренняя микросреда – это совокупность компонентов, их взаимосвязей и участников образовательного процесса конкретной организации. Важнейшими факторами внутренней микросреды, влияющими на личностно-профессиональное саморазвитие педагога, являются результативность работы, инновационный потенциал, организационная культура, сетевое взаимодействие, участие в конкурсах профессионального мастерства, международных, федеральных и региональных научно-методических мероприятиях.

Второй этап анализа заключается в фиксировании сильных и слабых сторон внутренней микросреды на основе как качественных, так и количественных оценок, полученных в результате мониторинга процессов в образовательной организации.

Третий этап осуществления рассматриваемой методики связан с анализом профессионально-развивающих факторов внешней интегративной макросреды с целью выявления возможностей и рисков личностно-профессионального саморазвития. Внешняя интегративная макросреда – это сфера, в которой образовательная организация осуществляет свою деятельность, совокупность факторов вне организации, которые влияют на саморазвитие педагога как личности и профессионала. Под возможностями понимаются любые ситуации, способствующие саморазвитию педагога, а угрозы представляют собой нежелательные ситуации, имеющие неблагоприятное значение для процесса личностно-профессионального саморазвития.

На заключительном этапе использования методики SWOT-анализа вырабатывается ключевая стратегия личностно-профессионального саморазвития на основе полученных аналитических материалов, проектируется индивидуальная профессионально-развивающая траектория педагога.

Ресурсы интегративной образовательной среды – это потенциальные возможности, условия и средства, которые могут быть использованы в целях личностно-профессионального саморазвития педагога. Ресурсный потенциал интегративной образовательной среды включает не только сложившуюся систему ресурсов, но и альтернативные ресурсы, возможность применения которых обоснована в процессе личностно-профессионального саморазвития педагога. С этой позиции ресурсы интегративной образовательной среды бывают двух видов:

– актуальные ресурсы – реально используются в процессе личностно-профессионального саморазвития;

– потенциальные ресурсы – существуют номинально и могут быть использованы, к этой группе ресурсов относятся резервы и возможности по мобилизации данных ресурсов.

Таким образом, ресурсный подход в данном случае направлен на активизацию потенциала творческого саморазвития специалиста-педагога как личности и профессионала. Интегративная образовательная среда является конкурентной по своей сущности и предоставляет педагогу вариативные ресурсы для построения стратегии саморазвития, повышения собственной конкурентоспособности в сфере образования (рисунок).

pic_40.wmf

Ресурсный потенциал интегративной образовательной среды

Особенностью интегративной образовательной среды является существование в ней виртуальной реальности. Под виртуальной реальностью понимается искусственно созданная компьютерными средствами среда. Современная виртуальная реальность характеризуется интерактивностью: в созданную среду можно проникать, изменять её, трансформировать. Виртуальное пространство дополняет реальное пространство, воплощая в себе как истинность, так и мнимость. В связи с этим применительно к термину «виртуальная реальность» в настоящее время используется термин «социальная квазиреальность» («квази» – словообразовательная единица со значением мнимости). Важно, чтобы использование ресурсного потенциала интегративной образовательной среды было адекватным, основанным на способности увидеть в виртуальной реальности степень соответствия действительной реальности.

Глобальное развитие информационных технологий и совершенствование современных носителей тотальной информации существенно изменяют когнитивный стиль человека, формируя фрагментарность сознания [2]. В связи с этим в настоящее время формируется так называемое «клиповое мышление», которое характеризуется отражением свойств объекта без учета связей между ними, разнородностью информации, торопливостью мышления, часто отсутствием логичности, что приводит к фрагментарному восприятию информации и нарушению целостной картины окружающего мира.

В.А. Кошель и А.П. Сегал считают «клиповое мышление» формой обыденного сознания, отмечая его поверхностный характер и эмоциональность [4]. «Клиповое мышление» формируется как ответ на возрастающее количество информации и позволяет специалисту адаптироваться к постоянно повышающемуся информационному объему, вместе с тем значительно снижает способность критически мыслить.

В проведенном нами исследовании определены способы минимизации рисков личностно-профессионального саморазвития в условиях интегративной образовательной среды (табл. 2).

Таблица 2

Потенциальные риски личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды и способы их минимизации

Риски личностно-профессионального саморазвития

Способы минимизации рисков личностно-профессионального саморазвития

1. Квазиреальность виртуального пространства

1. Усиление роли реального пространства в противовес виртуальности интегративной образовательной среды.

Интерактивное воздействие интегративной образовательной среды на процесс саморазвития, что позволяет заменить мысленную интерпретацию реальным воздействием

2. «Клиповое мышление» как вектор в развитии отношений специалиста и информации.

Использование фрагментарной информации, часто бессистемной, и отсутствие необходимости в анализе объемных текстов

2. Развитие умений анализа конкретных ситуаций, целостное восприятие возрастающего объема информации.

Установление логически взаимосвязанных цепочек событий от общего к частному и от частного к общему

3. Потенциальная информационная опасность ресурсов Интернета

3. Развитие умений критически анализировать информацию, дифференцировать и сопоставлять ее

4. Отсутствие возможности реального диалога в условиях виртуальной коммуникации. Отрицательное влияние среды на развитие личностных качеств педагога, определяющих процесс эффективного общения

4. Развитие умений слушать, оппонировать, аргументировать собственное мнение

Участие педагога в очных этапах научно-практических конференций, конкурсов профессионального мастерства, семинаров, фестивалей и других научно-методических мероприятиях

5. Необоснованное и чрезмерное использование мультимедийных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

5. Выбор форм, методов и технологий обучения должен определяться в зависимости от приоритетности целей образования, специфики содержания учебного материала, уровня развития и подготовленности обучаемых, их мотивации, направленности интересов

Важную роль в минимизации выявленных рисков личностно-профессионального саморазвития имеет тьюторское сопровождение реализации персональной развивающей стратегии специалиста в сфере образования. Задачи тьютора состоят в создании на уровне микросреды образовательной организации условий для саморазвития педагога, оказании помощи в построении и реализации индивидуальной профессионально-развивающей траектории, проведении мониторинга данного процесса как важного обеспечивающего механизма. Тьютор оказывает содействие в успешной интеграции педагога в современную информационно насыщенную образовательную макросреду.

Таким образом, в результате исследования на основе методов стратегического планирования определены потенциальные риски саморазвития педагога как личности и профессионала, предложены способы их минимизации. Совокупность представленных в статье результатов исследования расширяет возможности анализа личностно-профессионального саморазвития педагога в контексте интеграции образовательной среды. Результаты исследования могут быть использованы в организации научно-методической деятельности образовательных организаций, в процессе сопровождения саморазвития педагогов различных уровней общего и профессионального образования, в системе повышения квалификации специалистов.


Библиографическая ссылка

Ушаков А.А. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И РИСКОВ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-2. – С. 350-354;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36232 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674