Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ANALYSIS OF OPPORTUNITIES AND RISKS SELF-DEVELOPMENT OF TEACHER IN THE CONTEXT OF THE INTEGRATION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Ushakov A.A. 1
1 Belorechensk Medical College
The article analyzes the opportunities and risks of personal and professional self-development of the teacher in the conditions of integration of modern educational environments. The study used methods of strategic planning to identify the leading professional and developmental factors of the environment. Methods of the SWOT-analysis to determine both strengths and weaknesses in the self-development specialists in the education sphere, identify opportunities and threats to this process, to develop key strategies for self-development, design your own professional-developmental trajectory. Resource potential of integrative educational environment is defined as the opportunities, conditions and resources that can be effectively used for the purpose of self-development of the teacher. Potential risks are self-development teacher quasi virtual space, fragmentation information, «klipovoy thinking», a possible danger of an information resource, the lack of a real dialogue, the unjustified use of information and communication technologies and multimedia. The author of the article suggests ways to minimize the risks identified in the self-development of teachers’ integrative educational environment. The results of the study can be used by educational organizations in the process of tracking personal and professional self-development specialists in the education sphere.
analysis of personal and professional self-development of the teacher
integrative educational environment
strategic planning techniques
virtual reality
«klipovoy thinking»

Решение проблемы обеспечения качества образования и жизни в целом детерминируется непрерывным творческим развитием педагога в течение всего периода профессиональной деятельности. Специалист сферы образования является главным ресурсом повышения качества образовательного процесса при условии постоянного развития и проявления себя как инициативной и творческой личности [1]. При этом основополагающее значение имеют внутреннее стремление и потребность педагога в собственном саморазвитии. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, человека как личность характеризует не только то, что есть, но и то, чем он хочет стать и что является сферой его возможного развития [6]. На современном этапе развития образования необходимо создание реальных условий для активизации стремления педагогов реализовать себя как в профессиональной деятельности, так и в аспекте личностного развития.

Целью проведенного исследования является теоретическое обоснование и разработка концепции интегративной образовательной среды и особенностей личностно-профессионального саморазвития педагога в ней. В данной статье представлена методика анализа возможностей и рисков саморазвития специалистов сферы образования в современных средовых условиях.

Концепция интегративной профессионально-развивающей образовательной среды основывается на идее интеграции (от лат. integratio – «соединение», «восполнение», «восстановление», integer – «целый»), которая в широком смысле обозначает объединение отдельных частей или функций системы, процесс уподобления и сближения объектов. Многоуровневые образовательные среды, формируемые под влиянием техногенных и информационных факторов, характеризуются тенденцией к объединению. Средовой синтез, внедрение информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов определяют формирование интегративной образовательной среды педагога как единой системы. Такая среда представлена множеством взаимосвязанных между собой внутренних микросред образовательных организаций и внешней интегративной макросредой.

Саморазвитие педагога как личности и профессионала в интегративной образовательной среде представляет собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления. Интегративная образовательная среда обладает свойством вариативности и обеспечивает выход в формирующееся открытое глобальное пространство. Данная среда позволяет педагогам максимально эффективно использовать альтернативные профессионально-развивающие ресурсы в целях собственного саморазвития. В условиях интегративной образовательной среды необходимо осуществление анализа возможностей и рисков саморазвития педагога как личности и профессионала.

Таблица 1

Пример общей матрицы SWOT-анализа личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды

Уровни интегративной образовательной среды

Факторы

+ (положительные)

– (отрицательные)

Внутренняя микросреда образовательной организации

Сильные стороны, способствующие саморазвитию педагога:

1) открытость образовательного процесса;

2) адаптивность образовательной среды

Слабые стороны в саморазвитии педагога:

1) недостаточно сложившаяся система мотивации педагогов;

2) необходимость в совершенствовании системы мониторинга кадров

Внешняя интегративная макросреда

Возможности личностно-профессионального саморазвития:

1) повышение квалификации в дистанционной форме;

2) интерактивное участие в конкурсах профессионального мастерства

Риски личностно-профессионального саморазвития:

1) недостаток времени и большая загруженность;

2) собственная инертность

С целью исследования педагогических систем применяются системный, статистический, корреляционный, факторный, ретроспективный и другие виды анализа [8]. SWOT-анализ используется как метод стратегического планирования и диагностики социальных систем. В качестве инструмента планирования стратегии образовательной организации SWOT-анализ позволяет провести аналитическую работу с целью определения сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон, возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) внешней среды, в психолого-педагогической литературе разработаны методики проведения такого анализа [5, 7]. Данный метод связан с этапами контроля, прогнозирования и принятия решений. SWOT-анализ применим также в целях диагностики компетенций и личностно-профессиональных качеств, достоинством подобного анализа является полный учет всех внешних и внутренних факторов развития, а недостатком – невозможность полной формализации [3]. Использование методики SWOT-анализа эффективно с целью определения возможностей и рисков личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде (табл. 1).

На первом этапе использования методики SWOT-анализа личностно-профессионального саморазвития педагога определяются факторы внутренней микросреды образовательной организации, которая является частью интегративной макросреды. Внутренняя микросреда – это совокупность компонентов, их взаимосвязей и участников образовательного процесса конкретной организации. Важнейшими факторами внутренней микросреды, влияющими на личностно-профессиональное саморазвитие педагога, являются результативность работы, инновационный потенциал, организационная культура, сетевое взаимодействие, участие в конкурсах профессионального мастерства, международных, федеральных и региональных научно-методических мероприятиях.

Второй этап анализа заключается в фиксировании сильных и слабых сторон внутренней микросреды на основе как качественных, так и количественных оценок, полученных в результате мониторинга процессов в образовательной организации.

Третий этап осуществления рассматриваемой методики связан с анализом профессионально-развивающих факторов внешней интегративной макросреды с целью выявления возможностей и рисков личностно-профессионального саморазвития. Внешняя интегративная макросреда – это сфера, в которой образовательная организация осуществляет свою деятельность, совокупность факторов вне организации, которые влияют на саморазвитие педагога как личности и профессионала. Под возможностями понимаются любые ситуации, способствующие саморазвитию педагога, а угрозы представляют собой нежелательные ситуации, имеющие неблагоприятное значение для процесса личностно-профессионального саморазвития.

На заключительном этапе использования методики SWOT-анализа вырабатывается ключевая стратегия личностно-профессионального саморазвития на основе полученных аналитических материалов, проектируется индивидуальная профессионально-развивающая траектория педагога.

Ресурсы интегративной образовательной среды – это потенциальные возможности, условия и средства, которые могут быть использованы в целях личностно-профессионального саморазвития педагога. Ресурсный потенциал интегративной образовательной среды включает не только сложившуюся систему ресурсов, но и альтернативные ресурсы, возможность применения которых обоснована в процессе личностно-профессионального саморазвития педагога. С этой позиции ресурсы интегративной образовательной среды бывают двух видов:

– актуальные ресурсы – реально используются в процессе личностно-профессионального саморазвития;

– потенциальные ресурсы – существуют номинально и могут быть использованы, к этой группе ресурсов относятся резервы и возможности по мобилизации данных ресурсов.

Таким образом, ресурсный подход в данном случае направлен на активизацию потенциала творческого саморазвития специалиста-педагога как личности и профессионала. Интегративная образовательная среда является конкурентной по своей сущности и предоставляет педагогу вариативные ресурсы для построения стратегии саморазвития, повышения собственной конкурентоспособности в сфере образования (рисунок).

pic_40.wmf

Ресурсный потенциал интегративной образовательной среды

Особенностью интегративной образовательной среды является существование в ней виртуальной реальности. Под виртуальной реальностью понимается искусственно созданная компьютерными средствами среда. Современная виртуальная реальность характеризуется интерактивностью: в созданную среду можно проникать, изменять её, трансформировать. Виртуальное пространство дополняет реальное пространство, воплощая в себе как истинность, так и мнимость. В связи с этим применительно к термину «виртуальная реальность» в настоящее время используется термин «социальная квазиреальность» («квази» – словообразовательная единица со значением мнимости). Важно, чтобы использование ресурсного потенциала интегративной образовательной среды было адекватным, основанным на способности увидеть в виртуальной реальности степень соответствия действительной реальности.

Глобальное развитие информационных технологий и совершенствование современных носителей тотальной информации существенно изменяют когнитивный стиль человека, формируя фрагментарность сознания [2]. В связи с этим в настоящее время формируется так называемое «клиповое мышление», которое характеризуется отражением свойств объекта без учета связей между ними, разнородностью информации, торопливостью мышления, часто отсутствием логичности, что приводит к фрагментарному восприятию информации и нарушению целостной картины окружающего мира.

В.А. Кошель и А.П. Сегал считают «клиповое мышление» формой обыденного сознания, отмечая его поверхностный характер и эмоциональность [4]. «Клиповое мышление» формируется как ответ на возрастающее количество информации и позволяет специалисту адаптироваться к постоянно повышающемуся информационному объему, вместе с тем значительно снижает способность критически мыслить.

В проведенном нами исследовании определены способы минимизации рисков личностно-профессионального саморазвития в условиях интегративной образовательной среды (табл. 2).

Таблица 2

Потенциальные риски личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды и способы их минимизации

Риски личностно-профессионального саморазвития

Способы минимизации рисков личностно-профессионального саморазвития

1. Квазиреальность виртуального пространства

1. Усиление роли реального пространства в противовес виртуальности интегративной образовательной среды.

Интерактивное воздействие интегративной образовательной среды на процесс саморазвития, что позволяет заменить мысленную интерпретацию реальным воздействием

2. «Клиповое мышление» как вектор в развитии отношений специалиста и информации.

Использование фрагментарной информации, часто бессистемной, и отсутствие необходимости в анализе объемных текстов

2. Развитие умений анализа конкретных ситуаций, целостное восприятие возрастающего объема информации.

Установление логически взаимосвязанных цепочек событий от общего к частному и от частного к общему

3. Потенциальная информационная опасность ресурсов Интернета

3. Развитие умений критически анализировать информацию, дифференцировать и сопоставлять ее

4. Отсутствие возможности реального диалога в условиях виртуальной коммуникации. Отрицательное влияние среды на развитие личностных качеств педагога, определяющих процесс эффективного общения

4. Развитие умений слушать, оппонировать, аргументировать собственное мнение

Участие педагога в очных этапах научно-практических конференций, конкурсов профессионального мастерства, семинаров, фестивалей и других научно-методических мероприятиях

5. Необоснованное и чрезмерное использование мультимедийных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

5. Выбор форм, методов и технологий обучения должен определяться в зависимости от приоритетности целей образования, специфики содержания учебного материала, уровня развития и подготовленности обучаемых, их мотивации, направленности интересов

Важную роль в минимизации выявленных рисков личностно-профессионального саморазвития имеет тьюторское сопровождение реализации персональной развивающей стратегии специалиста в сфере образования. Задачи тьютора состоят в создании на уровне микросреды образовательной организации условий для саморазвития педагога, оказании помощи в построении и реализации индивидуальной профессионально-развивающей траектории, проведении мониторинга данного процесса как важного обеспечивающего механизма. Тьютор оказывает содействие в успешной интеграции педагога в современную информационно насыщенную образовательную макросреду.

Таким образом, в результате исследования на основе методов стратегического планирования определены потенциальные риски саморазвития педагога как личности и профессионала, предложены способы их минимизации. Совокупность представленных в статье результатов исследования расширяет возможности анализа личностно-профессионального саморазвития педагога в контексте интеграции образовательной среды. Результаты исследования могут быть использованы в организации научно-методической деятельности образовательных организаций, в процессе сопровождения саморазвития педагогов различных уровней общего и профессионального образования, в системе повышения квалификации специалистов.