Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,858

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Гончаров В.Н. 1 Лысенко В.В. 2 Макеенко И.П. 2
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
2 Технологический институт сервиса (филиал) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
В статье исследуется поиск путей повышения эффективности управления профессиональным становлением молодежи в высшем техническом учебном заведении. Происходящие в российском обществе изменения, предъявляют повышенные требования к системе профессионального образования, не исключение и высшие технические учебные заведения. Ежегодно усложняется учебный план, добавляются новые учебные дисциплины, а, следовательно, усиливается учебная нагрузка, что требует все большей мобилизации деятельности студента, повышенной активности, инициативы, самостоятельности уже с момента поступления его в учебное заведение и первого курса обучения. Успех формирования специалиста в высшем техническом учебном заведении, по мнению авторов, в значительной степени зависит от процесса социально-психологической адаптации студентов. Социально-личностные проблемы особо остро стоят на первом году обучения. Студенты знакомятся, узнают друг друга, учатся общаться между собой, учитывая свойственные каждому индивидуально-личностные особенности, а также и с преподавательским коллективом, который имеет свои индивидуально-психологические особенности, отличные от педагогического коллектива общеобразовательного учреждения.
психологическая адаптация
личность
межличностные отношения
познавательные ценности
профессиональное развитие
1. Бакланов И.С., Бакланова О.А., Ерохин А.М. Эпистемологические и лингвистические исследования в аналитической философии науки: семантика конструктов // Вестник СевКавГТИ. – 2015. – Т. 1. – № 2 (21). – С. 156–159.
2. Бакланова О.А., Бакланов И.С. Контуры типологического исследования социальности современного общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – Т. 14. – № 2–1. – С. 5–10.
3. Бакланов И. С., Бакланова О. А. Методологические особенности исследования социальности как социально-философской проблемы // European Social Science Journal. – 2013. – № 12–1 (39). – С. 31–36.
4. Болховской А.Л., Говердовская Е.В., Ивченко А.В. Образование в глобализирующемся мире: философский взгляд // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2013. – № 5. – С. 80–85.
5. Брудный В.И., Каганов А.Б. Адаптация студентов младших курсов вуза. – М.: Отдел научной информации НИИВШ, 1975. – 36 с.
6. Говердовская Е.В., Мкртычева Н.М. Организация воспитательного пространства современного вуза // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 9. – С. 230–232.
7. Говердовская Е.В. Развитие высшего профессионального образования в поликультурном регионе // Профессиональное образование. Столица. – 2008. – № 12. – С. 17.
8. Гончаров В.Н., Колосова О.Ю. Социально-философский аспект научно-информационной деятельности в системе общественного развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 9. – С. 26–29.
9. Гончаров В.Н., Колосова О.Ю., Аверкина Ю.С. Постиндустриальное общество: социально-философский анализ развития // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2–2; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22444.
10. Ерохин А.М. Религия и искусство в системе культуры // European Social Science Journal. – 2014. – № 7–2 (46). – С. 9–12.
11. Ерохин А.М. Научно-информационный аспект исследования социокультурного развития общества в области культуры и искусства // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – № 2. – С. 123–128.
12. Камалова О.Н. Становление и развитие неклассических подходов понимания интуиции в первой половине XX века // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2013. – № 4. – С. 127–133.
13. Колосова О.Ю. Экологическая идеология как фактор устойчивого общественного развития // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – № 4. – С. 115–120.
14. Колосова О.Ю. Глобальные экологические проблемы: антропогенный аспект // Высшая школа – региону: сборник научных статей. – Пятигорск, 2013. – С. 44–51.
15. Лобейко Ю.А. Социально-психологические проблемы общения в контексте межличностных общественных отношений // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – № 4. – С. 73–78.
16. Несмеянов Е.Е., Матяш Т.П. «Цивилизация молодых»: идея и реальность // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 6. – С. 145–160.
17. Руденко А.М., Греков И.М., Камалова О.Н. Теоретико-методологические и философские аспекты исследования творчества // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 4. – С. 109–119.
18. Редько Л.Л., Тинькова Е.Л. Роль лаборатории прикладной психофизиологии в системе мониторинга и обеспечения здоровья субъектов образовательного процесса // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. – 2009. – Т. 11. – № 8. – С. 331–334.

В настоящее время проблеме социально-психологической адаптации посвящено достаточно много научных трудов. Эффективность адаптации студентов-первокурсников в высшем учебном заведении является одним из основополагающих средств оптимизации профессионального обучения [7].

Собственно профессиональному обучению предшествуют трудовое допрофессиональное обучение и воспитание, которые осуществляются в общеобразовательных учреждениях, «характеризующихся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей» [17], и семье в следующих направлениях: психолого-педагогическая подготовка к труду и помощь молодому человеку в выборе профессии.

Профессиональное обучение представляет собой «традиционный процесс усвоения некоего стабильного набора профессиональных знаний, умений и навыков» [9], формирование на их основе мировоззрения и других качеств личности, формируемых на основе ценностных ориентаций, которые «являются формами духовно-практического освоения мира, выражают ценностное отношение человека к действительности» [10], кроме этого обучение рассматривается как целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и обучающегося, при активной позиции деятельности самого обучающегося по усвоению новых знаний и овладению способами их приобретения, значимость которых «определяется системой научного мировоззрения, научно осознанными социальными целями общества» [8], «что способствует созданию новых направлений научного поиска» [4].

Успешность социально-психологической адаптации студентов мотивирует познавательную активность, повышает работоспособность студентов, предупреждает отсев студенческого контингента, способствует более полному представлению о будущей профессии, во многом определяет мотивацию, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах.

Важнейшей задачей профессионального образования является формирование личности будущего специалиста. Целью педагогического процесса является формирование гармонично развитой личности как составной части современной цивилизации [16], с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества, представляющего собой «сложное взаимодействие различных видов социальной коммуникации» [2]. В поддержание выполнения главной цели педагогического процесса необходимо внедрение психологического сопровождения, так как именно оно включает в себя систему психологических мероприятий, направленную на создание социально-психологических условий труда студента, способствующие успешности обучения и гармоничного развития личности, в основе которого «устойчивость общественного развития» [13], позволяющая «сохранять и воспроизводить социобиологическую среду обитания человечества» [14].

К системе мероприятий психолого-педагогического сопровождения относится: отслеживание динамики психологического развития личности студента, оценка его профессиональной компетенции, развитие личностных качеств и творческого потенциала, овладение методами и приемами саморегуляции, помощь и содействие в решении возникающих проблем общения, обучение навыкам самопознания, самоанализа, а также использование знаний своих психологических особенностей для успешного обучения и личностного развития, где «особое внимание отводится анализу чувственной сферы человека» [12].

Социально-психологическая адаптация, являясь одним из важных факторов эффективности начального этапа профессионального обучения студентов, существенно определяется условиями организации учебной деятельности. В связи с этим исследования проблемы психолого-педагогического сопровождения труда студентов технических высших учебных заведений в процессе социально-психологической адаптации приобретают особую актуальность.

В студенческом возрасте происходят важные преобразования межличностных отношений [15], «которые создают и многократно воспроизводят исторически обусловленную модель общественных отношений» [3]. Они, характеризующиеся тенденцией к более личным и значимым взаимодействиям, высокой рефлективностью, становятся источником эмоциональных переживаний. В данном возрасте усиливается потребность в понимании и сопереживании, сочувствии, установлении доверительных отношений. Общение со сверстниками приобретает особую значимость и становится одним из ведущих факторов личностного развития.

Эффективность образовательных процессов и восстановление нравственного и психического здоровья зависят от того, как быстро студент адаптируется к новым условиям существования [18]. В учебной деятельности адаптация связана с овладением методами познавательности, ориентацией в познавательных ценностях.

Абитуриенты технических вузов считают себя менее информированными о выбранной специальности, чем желающие поступить в университеты, медицинские, педагогические, сельскохозяйственные и творческие вузы, и часто не в состоянии оценить собственные способности к инженерно-технической деятельности.

Интерес к будущей профессии – явно недостаточная основа профессионального самоопределения, что подтверждается неуверенностью студентов в правильности совершенного выбора: немного больше половины студентов повторили бы свой выбор, если бы вновь стояли перед ним.

Современный студент вуза – это в первую очередь молодой человек, который имеет все возможности к дальнейшему развитию. Будучи важнейшим интеллектуальным потенциалом общества, студент первого курса – вчерашний школьник, который не имеет необходимого опыта и ощущает острую необходимость в его приобретении.

В связи с этим очень важно, чтобы преподаватель направил деятельность студента-первокурсника на как можно более быструю адаптацию к самостоятельной работе. Это подразумевает развитие познавательной деятельности. Надо дать понять студенту, чтобы он вел данную деятельность для овладения знаниями, умениями и навыками, а не только для того, чтобы успешно сдать экзамены.

За годы обучения в «определенной, фиксирующей этот мир структуре… сознании» [1], планах и поведении будущего молодого специалиста происходят изменения. Возрастает роль духовных регуляторов поведения, на формирование которых существенное влияние оказывают «различные системы деятельности в области культуры и искусств» [11], усиливается значение таких факторов, как ориентация на предстоящую профессиональную деятельность, удовлетворенность ее выбором, отношение к учебе. Жизненные планы и их мотивация становятся более сходными, направленными на использование способностей и полученных знаний в работе по специальности. Так, около половины выпускников общеобразовательных учреждений при выборе профессии обязательно учитывают свои способности, а среди студентов – три четверти опрошенных. Это наиболее существенный сдвиг в структуре мотивов, который произошел за время обучения в высшем учебном заведении. Основная функция высшего образования – профессиональная подготовка – становится наиболее значимой для молодежи лишь после окончания вуза.

Таким образом, структура мотивов выбора технического вуза, в которой преобладает пассивный интерес к специальности, за годы обучения в высшем учебном заведении мало изменяется и не является благоприятной основой успешного профессионального становления будущих специалистов.

Изучение мотивационно-потребностной структуры личности студента технического вуза и собственные многолетние психолого-педагогические наблюдения за их поведением в условиях аудиторных занятий, самостоятельной работы, досуга позволяют представить профессиональное становление молодежи в высшем учебном заведении в виде последовательного прохождения следующих трех этапов: переходного (1–2 семестры), накопительного (3–6 семестры), определяющего (7–8 семестры).

На первом этапе происходит включение индивида в вузовский учебный процесс и вхождение в новый коллектив. В этот период осуществляется ломка старого, школьного стереотипа поведения и вырабатывается новый, студенческий (поэтому он называется переходным). Стремлению удержаться в высшем учебном заведении сопутствует потребность завоевать в учебной группе высокий статус, проявить себя наилучшим образом. Эти заботы как бы отодвигают перспективу инженерной деятельности на дальний план, тем более что на первых трех семестрах изучаются общеобразовательные и общеинженерные дисциплины, которым студенты мало придают значения в связи с будущей профессиональной деятельностью. Неглубокие, поверхностные знания о профессии в это время почти не пополняются (третья часть студентов за время 1–2 семестров не узнали ничего нового о содержании своей будущей работы, третья часть – о деловых качествах, необходимых инженеру, более двух третьих – о перспективах служебного продвижения).

Перспектива длительного обучения (впереди еще почти три года тяжелого учебного труда), разочарования в студенческой жизни, нечеткое представление особенностей профессии (кое-какая информация поступает, но с трудом увязывается с личными представлениями) – все это является источником наблюдаемых в втором семестре самых низких за все четыре года обучения объективных (успеваемости) и субъективных (удовлетворенности выбором профессии, учебой в институте, взаимоотношениями в группе) показателей деятельности студентов.

В отличие от переходного, для второго, накопительного этапа характерно постепенное повышение объективных и субъективных показателей деятельности студентов. Это связано в первую очередь с получением субъективно новой информации об инженерной профессии и приобщением к элементам инженерной деятельности в период изучения общеинженерных и специальных дисциплин в третьем семестре.

Диалектика профессионального развития, обеспечивающая улучшение объективных и субъективных показателей деятельности студентов при этом такова: в процессе познания активизируется интерес индивида к профессии, который в свою очередь стимулирует дальнейшее приобретение знаний и представлений о ней.

Эффективному профессиональному развитию на данном этапе, как показывают исследования, в наибольшей мере способствуют лабораторные работы и курсовые проекты, в ходе выполнения которых студенты получают возможность решать конкретные инженерные задачи. Такие формы учебно-воспитательной работы способствуют развитию активного профессионального интереса, а также позволяют проверить способность к инженерной деятельности, что представляет для студентов, как мы уже убедились, рассматривая мотивационно-потребностную структуру их личности, большую ценность. Не случайно и сами студенты дают высокую оценку лабораторным работам и курсовым проектам [5].

На втором этапе проводится также ознакомительная производственная практика, в ходе которой будущие инженеры получают информацию, необходимую для оценки состояния собственного профессионального развития и постановки перед собой новых задач в этом направлении. Для накопительного этапа характерна реалистическая оценка испытуемыми коллектива своей академической группы. В целом, подводя итоги профессионального развития студентов на протяжении первых двух этапов, можно сказать, что во время накопительного этапа (конкретнее, в конце второго – начале третьего года обучения) наступает стихийная адаптация молодежи в условиях высшего технического учебного заведения.

Третий этап – определяющий в профессиональном становлении будущих инженеров. Потребность найти свое место в жизни, близкая перспектива распределения по специальности заставляют молодых конкретизировать свои профессиональные намерения. Сложные лабораторные работы и реальные (или приближенные к ним) курсовые проекты, в значительной степени отражающие характер и содержание конкретных инженерных задач по специальности, технологическая практика, которая обычно проводится на рабочих местах, позволяют студентам практически проверить себя в различных видах инженерной деятельности.

В этот же период более четко оформляются ближайшие жизненные планы молодежи – работа на производстве, поступление в аспирантуру, вступление в брак. Приобретенные за годы учебы в высшем учебном заведении профессиональные знания, умения и навыки, информация о содержании своей будущей профессиональной деятельности, деловых качествах, необходимых инженеру, перспективах служебного продвижения, с одной стороны, и знание собственных способностей к инженерной деятельности, ценностные представления о профессии и жизненные ориентации, с другой стороны, позволяют будущему инженеру в этот период осуществить осознанный выбор предпочитаемого вида инженерной деятельности (исследовательский, проектно-конструкторский, технологический, административно-управленческий) и конкретного места работы. Заканчивается определяющий этап защитой дипломного проекта.

Четвертым, завершающим этапом можно считать закрепление молодого специалиста на конкретном производстве, приобретение им более высокой квалификации в избранном виде инженерной деятельности или его переквалификацию.

В целом представленная система профессионального становления показывает, что наиболее сложным и ответственным моментом профессионального развития личности является переходный этап, совпадающий по времени с периодом адаптации молодежи в высшем учебном заведении. Задерживание профессионального становления будущих инженеров в этот период, в свою очередь, становится причиной нежелательных явлений: отсева, недостаточно ответственного отношения к учебному труду, несформированности профессиональных интересов у части студенческой молодежи, выражающейся в неудовлетворенности учебой, а впоследствии и работой. В этой связи обеспечение непрерывного профессионального развития личности студента, начиная с первого семестра, представляется исключительно актуальной задачей вузовского учебно-воспитательного процесса, стержневой идеей систематизации педагогических воздействий, тесным образом связанных в первую очередь с «психолого-педагогической подготовкой профессорско-преподавательского состава» [6], способствующих повышению эффективности высшего образования.


Библиографическая ссылка

Гончаров В.Н., Лысенко В.В., Макеенко И.П. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-1. – С. 121-125;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35991 (дата обращения: 16.12.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252