Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Краснова Л.А. 1 Шурыгин В.Ю. 1
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет
В статье рассматриваются теоретические и методические аспекты организации работы с одарёнными и способными учащимися во внеурочное и каникулярное время. Представлен и проанализирован многолетний опыт работы Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета в данной области на основе реализации системы взаимосвязанных педагогических проектов. Данные проекты ориентированы на детей разного возраста, каждый из них, осуществляя определенные важные функции, является своеобразной творческой, развивающей средой. Сделан вывод о том, что работа по выявлению и развитию различных сторон одаренности детей должна начинаться с самого раннего возраста, быть не разовой, а систематической, последовательной, обеспечивающей преемственность ее различных форм. Только такой подход позволяет получать положительные, значимые результаты.
одаренность
внеурочная деятельность
инновационный подход
педагогический проект
принцип последовательности и преемственности
1. Матюшкин А.М. Некоторые актуальные проблемы диагностики и развития высокоодаренных (творческих) детей // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. – М., 1998. – С. 150–159.
2. Краснова Л.А. IV Международный фестиваль школьных учителей в Елабуге // Физика в школе. – 2013. – № 7. – С. 61–62.
3. Краснова Л.А. Физика вокруг нас // Физика в школе. – 2014. – № 3. – С. 60–61.
4. Петрова Е.Б., Сабирова Ф.М. Фестиваль школьных учителей в Елабуге // Физика в школе. – 2015. – № 8. – С. 46–48.
5. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. – М.: ООО «Изд-во Магистр», 1998. – 68 с.
6. Шакирова Л.Т., Виноградов В.Л. Развитие одаренности: состояние и проблемы // Образование и саморазвитие. – 2012. – № 5(33). – С.150–155.
7. Шурыгин В.Ю., Дерягин А.В. Развитие технических способностей одаренных детей во внеклассной работе // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – URL: www.science-education.ru/108-8773 (дата обращения: 29.03.2016).
8. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMS MOODLE // Образование и наука. – 2015. – № 8. – С. 125–139.
9. Юдин В.В., Скворцова Ю.В. Педагогические подходы к развитию одаренности // Педагогика. – 2008. – № 3 (56). – С. 48–54.
10. Samedov M.N.O., Aikashev G.S., Shurygin V.Y., Deryagin A.V., Sahabiev I.A. A study of socialization of children and student-age youth by the express diagnostics methods // Biosciences Biotechnology Research Asia. – 2015. – Vol. 12, № 3. – Р. 2711–2722.

Стремительное развитие информационного мира и всех сфер жизни и деятельности человека выдвигает новые требования к воспитанию, развитию и становлению подрастающего поколения. Сегодня важно не только передавать обучаемым определенный объем необходимой информации, но и создавать условия для развития их интеллектуального потенциала, формирования потребности к непрерывному самообразованию, саморазвитию, самостоятельному творческому подходу в решении сложных задач, стремлению к получению знаний в течение всей жизни. Причем работа в данном направлении должна проводиться с самого раннего возраста систематически, последовательно, с учетом возрастных особенностей детей.

В этой связи особую значимость приобретают вопросы, связанные с поиском возможностей и путей выявления и развития одаренности детей как основы для достижения высоких результатов в различных сферах деятельности.

Проблемы рассмотрения феномена одаренности достаточно широко представлены в исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых [6]. Так, например, американские педагоги Г. Гарднер, Дж. Рензулли под одаренностью понимают определенное сочетание интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости [9, с. 49]. При этом и ряд других ученых считают, что креативность и творчество являются стержнем всех видов одаренности. Интересные подходы к рассмотрению одаренности представлены и в отечественной педагогике (А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, В.С. Юркевич и др.). А.М. Матюшкин, например, считает, что «если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности». Он также подчеркивает, что в основе одаренности лежит не интеллект, а творческий потенциал, считая, что «умственное» – это надстройка [1, с. 150]. В «Рабочей концепции одаренности» смысловое содержание одаренности представлено авторами в следующем виде: «Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком все больших (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [5, с. 13]. Особенно важным здесь представляется то, что виды деятельности могут быть самыми разнообразными. Например, у выдающегося спортсмена – они связаны с физической активностью человека, у священника – с его духовными интересами, а у великого ученого – с интеллектуальными способностями.

Анализ различных концепций показывает, что одаренность – достаточно сложное понятие. Причем согласно статистическим данным каждый человек имеет какие-либо экстраординарные способности. То есть одаренность скорее всего не исключение, а правило. Исключением является полное отсутствие одаренности. Кроме того, человек не обязательно должен быть одаренным во всех областях одновременно. В этой связи сегодня особенно актуальными являются вопросы по выявлению одаренности детей, правильному определению области, в которой ребенок может добиться максимальных результатов, и созданию необходимых условий для самореализации в этой области. Разрешение данных вопросов предполагает в первую очередь поиск новых инновационных подходов, форм, проектов, направленных на создание своеобразной развивающей среды для детей и подростков.

В контексте рассмотренной выше проблемы в Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета (ЕИ КФУ) разработан и успешно реализуется ряд интересных тесно связанных между собой педагогических проектов для детей разного возраста. Основная идея проектов – создание системы благоприятных условий для выявления и развития тех или иных сторон одаренности детей, повышение интереса к различным областям человеческих знаний, формирование потребности в самообразовании и саморазвитии, постижении науки. Данные проекты предполагают тесное сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями дошкольного и среднего общего образования.

Работа в области выявления и развития одаренности детей должна вестись с самого раннего возраста. Поэтому для детей дошкольного и младшего школьного возраста в течение всего учебного года в стенах ЕИ КФУ каждое воскресенье открывает свои двери «Детский университет». В рамках данного проекта проходят различные виды занятий, на которых под руководством преподавателей – профессоров и доцентов вуза дети познают увлекательный необъятный окружающий мир. Тематика занятий разнообразна. Ребятам хочется знать все: «Что такое время и часы», «Как устроена Вселенная», «Откуда берется электрический ток», «Какими были ученые в древности». Каждая такая встреча – новое открытие, интересное незабываемое путешествие в незнакомый и удивительный мир. Участие детей в данном проекте – это возможность живого общения с прекрасными педагогами, получение новых знаний и познание себя, развитие личностных качеств и способностей. Основной целью на данном этапе работы является пробуждение интереса детей к различным областям окружающей их действительности, выявление тех или иных сторон их одаренности. При этом общие занятия чередуются с работой в малых группах, причем состав групп формируется самими детьми в соответствии с их интересами. В области физико-математических наук такие занятия, как правило, проводятся в современных компьютерных классах и специализированных лабораториях института. В частности, огромный интерес у ребят вызывают демонстрационные опыты и лабораторные работы по физике. Учащимся демонстрируются эксперименты, которые похожи на фокусы, однако имеют точное научное объяснение. При этом акцент делается на такие явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, даже не задумываясь об их удивительной и глубокой физической природе [3, 7].

Работа в данном направлении не прекращается и с окончанием учебного года. В летний период учащиеся среднего возраста с удовольствием посещают лагерь «ИнтеЛЛето», который ежегодно функционирует на базе Елабужского института. Здесь дети совмещают отдых с образовательной и развивающей деятельностью в различных занимательных формах. Здесь же продолжаются различные диагностические мероприятия по выявлению одаренности школьников в различных областях человеческой деятельности, в которых они принимают участие с огромным желанием и интересом. Так, например, для оценки технических способностей используется электронный аналог теста понимания механических закономерностей Беннета, а также игровое диагностическое оборудование [7, 10].

Занятия проходят как на свежем воздухе, так и в учебных аудиториях, лабораториях и компьютерных классах. Ребят не только знакомят с законами физики и химии, основами математики и информатики, особенностями иностранных языков и истории, но в первую очередь пытаются приоткрыть огромный мир науки, показать силу и могущество знаний. Особый интерес у ребят вызывает работа с демонстрационным и лабораторным оборудованием. Здесь каждый чувствует себя великим ученым, делающим открытия и умеющим находить научное объяснение удивительным явлениям окружающего мира. «ИнтеЛЛето» – это своеобразная творческая площадка, где дети под чутким руководством педагогов и студентов-вожатых в течение всей смены живут в калейдоскопе различных мероприятий и конкурсов и каждый находит занятие по душе. Отдохнув в лагере, дети с нетерпением ждут наступления следующего сезона.

В настоящее время особую значимость и популярность получили различные детские летние предметные и метапредметные школы, ориентированные на повышение уровня подготовки учащихся по различным направлениям: физико-математическим, гуманитарным, социально-экономическим и т.д. Работа в данном направлении проводится в рамках реализации проекта «Летняя физико-математическая школа». Ежегодно ЕИ КФУ на базе спортивно-оздоровительного лагеря «Буревестник» организует работу республиканской летней физико-математической школы (ЛФМШ).

В данном проекте участвуют школьники, окончившие 8, 9 и 10 классы. Основной контингент – это победители и призеры предметных олимпиад различного уровня по физике, математике и информатике. Причем, как правило, многие из них уже были охвачены работой в рамках предыдущих педагогических проектов института. Цель проекта – создание условий, для углубления знаний учащихся и повышения их интереса к физике, математике и информатике, подготовка к участию в предметных олимпиадах и конкурсах, развитие познавательных способностей, потребности в самообразовании.

Учебный процесс ЛФМШ включает в себя:

– лекционные и практические занятия по получению знаний, овладению умениями и методами решения задач различного уровня сложности по физике и математике;

– научно-популярные лекции, встречи с ведущими учеными КФУ, России и зарубежья;

– семинары, лабораторные занятия, творческие конкурсы;

– научно-исследовательское проектирование под руководством преподавателей и научных сотрудников КФУ.

Программа работы ЛФМШ предусматривает более глубокое и детальное рассмотрение теоретических вопросов по физико-математическим дисциплинам, разбор особенностей решения задач различного уровня сложности, работу с демонстрационным, лабораторным и мультимедийным оборудованием. Занятия проходят в учебных мобильных лабораториях и компьютерных классах. При этом особое внимание уделяется индивидуальным и возрастным особенностям детей. Различные виды занятий предполагают неформальную обстановку и выстраиваются таким образом, чтобы каждый учащийся из пассивного слушателя переходил в активного участника, заинтересованного в познании, умеющего формулировать проблему, находить решение и отстаивать свою точку зрения. Большое внимание при проведении различных занятий уделяется использованию инновационных методических приемов. Например, занятия по физике включают следующие приемы:

1) делай как я (совместная работа педагога с учащимися, направленная на поиск решения поставленной задачи);

2) погружение (индивидуальная работа учащихся в процессе нахождения решения поставленной задачи);

3) обмен опытом (организация работы в малых группах (2–4 чел.), обмен идеями, дискуссия);

4) мозговой штурм (поиск решения поставленной задачи в результате обсуждения учащимися вариантов решения);

5) подсказка (ознакомление с алгоритмом решения задачи, последующее самостоятельное решение);

6) метод проектов (индивидуальное или групповое проектирование решения задачи);

7) использование электронных образовательных курсов по физике, разработанных и расположенных на площадке дистанционного обучения КФУ [8].

В школе особое значение отводится организации различных видов самостоятельной работы. Это работа с наборами по физике и самостоятельная постановка опытов, экспериментов, разработка компьютерных программ и знакомство с робототехникой, участие в проектной деятельности, выдвижение идей и поиск решений олимпиадных задач различного уровня сложности.

Важным является то, что само пребывание учащихся в ЛФМШ, их взаимное общение, взаимодействие с педагогами и наставниками, окружающей средой происходит в психологически комфортных условиях, учитывающих их особенности, интересы и наклонности. Следует отметить, что большая часть преподавателей всю смену проживает в лагере по соседству со школьниками. То есть в любое время есть возможность общения, получения консультаций и развернутых ответов на возникающие вопросы. Это позволяет индивидуализировать процесс обучения, сделать его во многом неформальным. При этом каждодневное совместное пребывание педагогов и учащихся не только в учебных аудиториях, но и на спортивных, культурно-развлекательных площадках дисциплинирует ребят, воспитывает в них культуру поведения, раскрывает важные жизненные ценности.

В течение учебной смены в ЛФМШ нередкими гостями и преподавателями мастер-классов, дискуссий, встреч являются ученые России и зарубежья. Это модераторы ежегодно проводимого в г. Елабуге Международного фестиваля школьных учителей [2, 4]: М.А. Чошанов – профессор кафедры математики Техасского университета в Эль Пасо, Г.М. Чулкова – профессор Московского института электроники и математики, Е.Б. Петрова – профессор кафедры физики для естественных факультетов Московского педагогического государственного университета, Д. Йингпраюн – профессор физики, вице-президент международной организации содействия естественнонаучному образованию при ЮНЕСКО из Бангкока, А.И. Фишман – профессор кафедры общей физики КФУ, известный автор мультимедийных приложений и электронных учебников по физике. Такая возможность прямого общения с известными учеными повышает образовательный потенциал ребят, имеет большое воспитательное значение, формирует культуру и тягу к познанию, способствует их интеллектуальному развитию и становлению. Программа школы также предусматривает активный отдых, познавательные экскурсии, походы. Данные мероприятия предполагают не просто участие, а прежде всего сплочение, формирование лидерских качеств, необходимость овладения новыми знаниями.

Летняя физико-математическая школа – это своеобразная творческая образовательная среда по развитию одаренности школьников. Здесь каждому предоставляется возможность не только показать свои способности, но и развиваться дальше. Следует отметить, что взаимодействие учащихся и преподавателей не ограничивается временными рамками учебной смены, а продолжается в дальнейшем дистанционно.

Кроме представленных проектов в рамках рассмотренной выше проблемы систематическая работа с учащимися школ ведется в течение года и по ряду других направлений. В частности, с целью более качественной подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ в течение учебного года преподавателями вуза ведутся аудиторные курсы и вебинары по подготовке к данным видам аттестации по различным учебным дисциплинам. Особый интерес у ребят вызывает ежегодный конкурс по робототехнике среди учащихся школ. В зимний период для учащихся проводится «Научная универсиада школьников» по всем образовательным предметам. Универсиада проходит в несколько туров, в заочной и очной формах. Набирают обороты и всевозможные конкурсы научных и проектных работ учащихся. С каждым годом аудитория и география участников становится все шире.

Анализ многолетней работы с одаренными детьми на основе реализации системы взаимосвязанных между собой педагогических проектов позволяет сделать ряд следующих выводов.

В современных условиях необходимо не только качественно обучать и воспитывать, но и способствовать творческому и личностному развитию подрастающего поколения, формированию активной жизненной позиции. В разрешении данных задач особое место должно отводиться развитию одаренности детей, созданию для этого соответствующих педагогических условий и образовательной среды.

В качестве одного из направлений по осуществлению данной работы может выступать реализация разработанных в Елабужском институте КФУ системы педагогических проектов. Данные проекты ориентированы на детей разного возраста, и каждый из них, осуществляя определенные важные функции, является своеобразной творческой, развивающей средой. Проекты не только популяризуют образование и направлены на повышение уровня подготовки детей, а прежде всего способствуют развитию способностей, личностных качеств, формированию интеллектуального потенциала и возможности решать сложные задачи, саморазвитию, целевой установке на высокий результат.

Основополагающим, на наш взгляд, является то, что такая работа должна начинаться с раннего возраста, быть не разовой, а систематической, последовательной, обеспечивающей преемственность ее различных форм, что позволяет анализировать ее результаты и корректировать данный процесс. Только такой подход позволяет получать положительные, значимые результаты, о чем свидетельствуют отклики участников проектов и их учебные и творческие достижения. В этой связи описанный опыт реализации системы педагогических проектов в Елабужском институте КФУ представляется актуальным и имеющим важное практическое значение.

Работа выполнена за счет средств субсидии, выделенной в рамках государственной поддержки Казанского (Приволжского) федерального университета в целях повышения его конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.


Библиографическая ссылка

Краснова Л.А., Шурыгин В.Ю. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-2. – С. 358-362;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35915 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674