Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF CONSISTENCY AND CONTITUITY IN WORKING WITH GIFTED CHILDREN

Krasnova L.A. 1 Shurygin V.Yu. 1
1 Kazan (Volga region) Federal University
The article discusses theoretical and methodological aspects of organizing work with gifted and capable students after school and during vacation time. It describes and analyzes many years of experience that Elabuga Institute of Kazan (Volga) Federal University has accumulated working in this area through the implementation of a system of interconnected pedagogical projects. These projects focus on children of different age groups; each of them, carrying out certain important functions, is a certain kind of creative, didactic environment. The conclusion is that the work on the identification and development of various aspects of gifted children should start from an early age; it should not be unitary or sporadic, but systematic, consistent, ensuring the continuity of its various forms. Only such approach makes it possible to get positive, meaningful results.
giftedness
extracurricular activities
innovative approach
pedagogical project
principles of consistency and continuity

Стремительное развитие информационного мира и всех сфер жизни и деятельности человека выдвигает новые требования к воспитанию, развитию и становлению подрастающего поколения. Сегодня важно не только передавать обучаемым определенный объем необходимой информации, но и создавать условия для развития их интеллектуального потенциала, формирования потребности к непрерывному самообразованию, саморазвитию, самостоятельному творческому подходу в решении сложных задач, стремлению к получению знаний в течение всей жизни. Причем работа в данном направлении должна проводиться с самого раннего возраста систематически, последовательно, с учетом возрастных особенностей детей.

В этой связи особую значимость приобретают вопросы, связанные с поиском возможностей и путей выявления и развития одаренности детей как основы для достижения высоких результатов в различных сферах деятельности.

Проблемы рассмотрения феномена одаренности достаточно широко представлены в исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых [6]. Так, например, американские педагоги Г. Гарднер, Дж. Рензулли под одаренностью понимают определенное сочетание интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости [9, с. 49]. При этом и ряд других ученых считают, что креативность и творчество являются стержнем всех видов одаренности. Интересные подходы к рассмотрению одаренности представлены и в отечественной педагогике (А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, В.С. Юркевич и др.). А.М. Матюшкин, например, считает, что «если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности». Он также подчеркивает, что в основе одаренности лежит не интеллект, а творческий потенциал, считая, что «умственное» – это надстройка [1, с. 150]. В «Рабочей концепции одаренности» смысловое содержание одаренности представлено авторами в следующем виде: «Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком все больших (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [5, с. 13]. Особенно важным здесь представляется то, что виды деятельности могут быть самыми разнообразными. Например, у выдающегося спортсмена – они связаны с физической активностью человека, у священника – с его духовными интересами, а у великого ученого – с интеллектуальными способностями.

Анализ различных концепций показывает, что одаренность – достаточно сложное понятие. Причем согласно статистическим данным каждый человек имеет какие-либо экстраординарные способности. То есть одаренность скорее всего не исключение, а правило. Исключением является полное отсутствие одаренности. Кроме того, человек не обязательно должен быть одаренным во всех областях одновременно. В этой связи сегодня особенно актуальными являются вопросы по выявлению одаренности детей, правильному определению области, в которой ребенок может добиться максимальных результатов, и созданию необходимых условий для самореализации в этой области. Разрешение данных вопросов предполагает в первую очередь поиск новых инновационных подходов, форм, проектов, направленных на создание своеобразной развивающей среды для детей и подростков.

В контексте рассмотренной выше проблемы в Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета (ЕИ КФУ) разработан и успешно реализуется ряд интересных тесно связанных между собой педагогических проектов для детей разного возраста. Основная идея проектов – создание системы благоприятных условий для выявления и развития тех или иных сторон одаренности детей, повышение интереса к различным областям человеческих знаний, формирование потребности в самообразовании и саморазвитии, постижении науки. Данные проекты предполагают тесное сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями дошкольного и среднего общего образования.

Работа в области выявления и развития одаренности детей должна вестись с самого раннего возраста. Поэтому для детей дошкольного и младшего школьного возраста в течение всего учебного года в стенах ЕИ КФУ каждое воскресенье открывает свои двери «Детский университет». В рамках данного проекта проходят различные виды занятий, на которых под руководством преподавателей – профессоров и доцентов вуза дети познают увлекательный необъятный окружающий мир. Тематика занятий разнообразна. Ребятам хочется знать все: «Что такое время и часы», «Как устроена Вселенная», «Откуда берется электрический ток», «Какими были ученые в древности». Каждая такая встреча – новое открытие, интересное незабываемое путешествие в незнакомый и удивительный мир. Участие детей в данном проекте – это возможность живого общения с прекрасными педагогами, получение новых знаний и познание себя, развитие личностных качеств и способностей. Основной целью на данном этапе работы является пробуждение интереса детей к различным областям окружающей их действительности, выявление тех или иных сторон их одаренности. При этом общие занятия чередуются с работой в малых группах, причем состав групп формируется самими детьми в соответствии с их интересами. В области физико-математических наук такие занятия, как правило, проводятся в современных компьютерных классах и специализированных лабораториях института. В частности, огромный интерес у ребят вызывают демонстрационные опыты и лабораторные работы по физике. Учащимся демонстрируются эксперименты, которые похожи на фокусы, однако имеют точное научное объяснение. При этом акцент делается на такие явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, даже не задумываясь об их удивительной и глубокой физической природе [3, 7].

Работа в данном направлении не прекращается и с окончанием учебного года. В летний период учащиеся среднего возраста с удовольствием посещают лагерь «ИнтеЛЛето», который ежегодно функционирует на базе Елабужского института. Здесь дети совмещают отдых с образовательной и развивающей деятельностью в различных занимательных формах. Здесь же продолжаются различные диагностические мероприятия по выявлению одаренности школьников в различных областях человеческой деятельности, в которых они принимают участие с огромным желанием и интересом. Так, например, для оценки технических способностей используется электронный аналог теста понимания механических закономерностей Беннета, а также игровое диагностическое оборудование [7, 10].

Занятия проходят как на свежем воздухе, так и в учебных аудиториях, лабораториях и компьютерных классах. Ребят не только знакомят с законами физики и химии, основами математики и информатики, особенностями иностранных языков и истории, но в первую очередь пытаются приоткрыть огромный мир науки, показать силу и могущество знаний. Особый интерес у ребят вызывает работа с демонстрационным и лабораторным оборудованием. Здесь каждый чувствует себя великим ученым, делающим открытия и умеющим находить научное объяснение удивительным явлениям окружающего мира. «ИнтеЛЛето» – это своеобразная творческая площадка, где дети под чутким руководством педагогов и студентов-вожатых в течение всей смены живут в калейдоскопе различных мероприятий и конкурсов и каждый находит занятие по душе. Отдохнув в лагере, дети с нетерпением ждут наступления следующего сезона.

В настоящее время особую значимость и популярность получили различные детские летние предметные и метапредметные школы, ориентированные на повышение уровня подготовки учащихся по различным направлениям: физико-математическим, гуманитарным, социально-экономическим и т.д. Работа в данном направлении проводится в рамках реализации проекта «Летняя физико-математическая школа». Ежегодно ЕИ КФУ на базе спортивно-оздоровительного лагеря «Буревестник» организует работу республиканской летней физико-математической школы (ЛФМШ).

В данном проекте участвуют школьники, окончившие 8, 9 и 10 классы. Основной контингент – это победители и призеры предметных олимпиад различного уровня по физике, математике и информатике. Причем, как правило, многие из них уже были охвачены работой в рамках предыдущих педагогических проектов института. Цель проекта – создание условий, для углубления знаний учащихся и повышения их интереса к физике, математике и информатике, подготовка к участию в предметных олимпиадах и конкурсах, развитие познавательных способностей, потребности в самообразовании.

Учебный процесс ЛФМШ включает в себя:

– лекционные и практические занятия по получению знаний, овладению умениями и методами решения задач различного уровня сложности по физике и математике;

– научно-популярные лекции, встречи с ведущими учеными КФУ, России и зарубежья;

– семинары, лабораторные занятия, творческие конкурсы;

– научно-исследовательское проектирование под руководством преподавателей и научных сотрудников КФУ.

Программа работы ЛФМШ предусматривает более глубокое и детальное рассмотрение теоретических вопросов по физико-математическим дисциплинам, разбор особенностей решения задач различного уровня сложности, работу с демонстрационным, лабораторным и мультимедийным оборудованием. Занятия проходят в учебных мобильных лабораториях и компьютерных классах. При этом особое внимание уделяется индивидуальным и возрастным особенностям детей. Различные виды занятий предполагают неформальную обстановку и выстраиваются таким образом, чтобы каждый учащийся из пассивного слушателя переходил в активного участника, заинтересованного в познании, умеющего формулировать проблему, находить решение и отстаивать свою точку зрения. Большое внимание при проведении различных занятий уделяется использованию инновационных методических приемов. Например, занятия по физике включают следующие приемы:

1) делай как я (совместная работа педагога с учащимися, направленная на поиск решения поставленной задачи);

2) погружение (индивидуальная работа учащихся в процессе нахождения решения поставленной задачи);

3) обмен опытом (организация работы в малых группах (2–4 чел.), обмен идеями, дискуссия);

4) мозговой штурм (поиск решения поставленной задачи в результате обсуждения учащимися вариантов решения);

5) подсказка (ознакомление с алгоритмом решения задачи, последующее самостоятельное решение);

6) метод проектов (индивидуальное или групповое проектирование решения задачи);

7) использование электронных образовательных курсов по физике, разработанных и расположенных на площадке дистанционного обучения КФУ [8].

В школе особое значение отводится организации различных видов самостоятельной работы. Это работа с наборами по физике и самостоятельная постановка опытов, экспериментов, разработка компьютерных программ и знакомство с робототехникой, участие в проектной деятельности, выдвижение идей и поиск решений олимпиадных задач различного уровня сложности.

Важным является то, что само пребывание учащихся в ЛФМШ, их взаимное общение, взаимодействие с педагогами и наставниками, окружающей средой происходит в психологически комфортных условиях, учитывающих их особенности, интересы и наклонности. Следует отметить, что большая часть преподавателей всю смену проживает в лагере по соседству со школьниками. То есть в любое время есть возможность общения, получения консультаций и развернутых ответов на возникающие вопросы. Это позволяет индивидуализировать процесс обучения, сделать его во многом неформальным. При этом каждодневное совместное пребывание педагогов и учащихся не только в учебных аудиториях, но и на спортивных, культурно-развлекательных площадках дисциплинирует ребят, воспитывает в них культуру поведения, раскрывает важные жизненные ценности.

В течение учебной смены в ЛФМШ нередкими гостями и преподавателями мастер-классов, дискуссий, встреч являются ученые России и зарубежья. Это модераторы ежегодно проводимого в г. Елабуге Международного фестиваля школьных учителей [2, 4]: М.А. Чошанов – профессор кафедры математики Техасского университета в Эль Пасо, Г.М. Чулкова – профессор Московского института электроники и математики, Е.Б. Петрова – профессор кафедры физики для естественных факультетов Московского педагогического государственного университета, Д. Йингпраюн – профессор физики, вице-президент международной организации содействия естественнонаучному образованию при ЮНЕСКО из Бангкока, А.И. Фишман – профессор кафедры общей физики КФУ, известный автор мультимедийных приложений и электронных учебников по физике. Такая возможность прямого общения с известными учеными повышает образовательный потенциал ребят, имеет большое воспитательное значение, формирует культуру и тягу к познанию, способствует их интеллектуальному развитию и становлению. Программа школы также предусматривает активный отдых, познавательные экскурсии, походы. Данные мероприятия предполагают не просто участие, а прежде всего сплочение, формирование лидерских качеств, необходимость овладения новыми знаниями.

Летняя физико-математическая школа – это своеобразная творческая образовательная среда по развитию одаренности школьников. Здесь каждому предоставляется возможность не только показать свои способности, но и развиваться дальше. Следует отметить, что взаимодействие учащихся и преподавателей не ограничивается временными рамками учебной смены, а продолжается в дальнейшем дистанционно.

Кроме представленных проектов в рамках рассмотренной выше проблемы систематическая работа с учащимися школ ведется в течение года и по ряду других направлений. В частности, с целью более качественной подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ в течение учебного года преподавателями вуза ведутся аудиторные курсы и вебинары по подготовке к данным видам аттестации по различным учебным дисциплинам. Особый интерес у ребят вызывает ежегодный конкурс по робототехнике среди учащихся школ. В зимний период для учащихся проводится «Научная универсиада школьников» по всем образовательным предметам. Универсиада проходит в несколько туров, в заочной и очной формах. Набирают обороты и всевозможные конкурсы научных и проектных работ учащихся. С каждым годом аудитория и география участников становится все шире.

Анализ многолетней работы с одаренными детьми на основе реализации системы взаимосвязанных между собой педагогических проектов позволяет сделать ряд следующих выводов.

В современных условиях необходимо не только качественно обучать и воспитывать, но и способствовать творческому и личностному развитию подрастающего поколения, формированию активной жизненной позиции. В разрешении данных задач особое место должно отводиться развитию одаренности детей, созданию для этого соответствующих педагогических условий и образовательной среды.

В качестве одного из направлений по осуществлению данной работы может выступать реализация разработанных в Елабужском институте КФУ системы педагогических проектов. Данные проекты ориентированы на детей разного возраста, и каждый из них, осуществляя определенные важные функции, является своеобразной творческой, развивающей средой. Проекты не только популяризуют образование и направлены на повышение уровня подготовки детей, а прежде всего способствуют развитию способностей, личностных качеств, формированию интеллектуального потенциала и возможности решать сложные задачи, саморазвитию, целевой установке на высокий результат.

Основополагающим, на наш взгляд, является то, что такая работа должна начинаться с раннего возраста, быть не разовой, а систематической, последовательной, обеспечивающей преемственность ее различных форм, что позволяет анализировать ее результаты и корректировать данный процесс. Только такой подход позволяет получать положительные, значимые результаты, о чем свидетельствуют отклики участников проектов и их учебные и творческие достижения. В этой связи описанный опыт реализации системы педагогических проектов в Елабужском институте КФУ представляется актуальным и имеющим важное практическое значение.

Работа выполнена за счет средств субсидии, выделенной в рамках государственной поддержки Казанского (Приволжского) федерального университета в целях повышения его конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.