Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

ВЕБ-КВЕСТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛ

Казакова В.В. 1 Жесткова Е.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Лобачевского» (Арзамасский филиал)
Статья посвящена технологии веб-квест в профессиональной ориентации выпускников современных школ. В статье обозначены компетенции, формируемые при работе с таким видом деятельности, как веб-квест и его структура. В качестве одного из эффективных средств предлагается веб-квест «Профессия моей мечты» для выпускников современных школ.
веб-квест
выпускник
школа
профессиональная ориентация
1. Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. – М., 2004.
2. Горбунова О.В. Веб-квест в педагогике как новая дидактическая модель обучения // Школьные технологии. – 2013. – № 2.
3. Горшкова О.А. Дидактические особенности образовательных веб-квестов // Справочник заместителя директора школы. – 2012. – № 11.
4. Горшкова О.А. Создание образовательного веб-квеста // Справочник заместителя директора школы. – 2012. – № 12.
5. Жесткова Е.А. Изучение профессионального самоопределения школьников / Е.А. Жесткова // Акмеология. – 2014. – Т. 1–2. – С. 80–81.
6. Наумова Т.В. Веб-квест как средство организации взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании младших школьников [Текст] / Т.В. Наумова, В.В. Казакова, А.В. Лезина // Молодой ученый. – 2014. – № 21.1.
7. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся // Вопросы Интернет-образования. – 2002. – № 7.
8. Профориентация школьников. // ИД «Первое сентября» Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 21.
9. Раздобаров Н.Д. Профориентационная работа колледжа и школы // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2009. – № 2.

Ситуация в современном обществе, то есть те проблемы, которые возникают у выпускников в самоопределении будущей профессии, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в образовательном учреждении. Старшеклассники должны обладать не только комплексом необходимых знаний, умений и навыков, но и владеть такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в социальном и профессиональном плане [7, c. 39].

Важнейшее отличие современного понимания профессиональной ориентации заключается в том, что она нацелена не на выбор определенной профессии каждым учащимся, а на формирование неких универсальных качеств у учеников, которые позволили бы осуществить самостоятельный, сознательный профессиональный выбор, где ученики были бы ответственными за свой выбор [8, c. 70].

В литературе и мифологии на английском языке понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета – путешествие каких-либо персонажей к цели через преодоление определенных трудностей. Огромную популярность такие сюжеты получили в исторических романах, один из наиболее знаменитых квестов рыцарей Круглого Стола – это поиски Святого Грааля. Преимущественно они используются в фантастическом жанре. Так как он тесно переплетен с ролевыми играми, то термин перекочевал в игры, немного изменив свое лексическое значение. В последнее время большое применение получили так называемые веб-квесты [6, c. 79].

Цель – выявить структуру веб-квеста и ошибки, допускаемые при его подготовке и проведении.

Web-квест – это задание, в основу которого положена проблема с элементами ролевой игры, для выполнения которого используется информация из Интернета.

В информационном обществе произошли изменения, которые требуют новых педагогических технологий, которые будут способствовать индивидуальному развитию детей, выработке у обучающихся навыков самостоятельной навигации в информационных ресурсах, формированию универсальных умений разрешать проблемы, которые возникают в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, в обыденной жизни [7, c. 41].

Современная статистика показывает, что дети лучше усваивают знания, когда самостоятельно добывают и систематизируют новую информацию. Использование веб-квестов способствует развитию и воспитанию качеств личности, которые отвечают требованиям постиндустриального общества (информационного).

При работе над таким видом деятельности, как веб-квест, развивается ряд компетенций:

● использование современных информационных технологий для решения профессиональных задач (поисковых систем, веб-сайтов, электронных почт, флеш-роликов и т.д.);

● самоорганизация и самообучение;

● командная работа (планирование, распределение функций между участниками, взаимопомощь и поддержка);

● умение выявлять разнообразные способы решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

● навык выступлений перед публикой (обязательным является проведение защиты своего проекта с выступлением, с дискуссиями и вопросами) [3, c. 56].

В настоящее время ролевые игры могут обоснованно рассматриваться как традиционная форма организации коллективной учебной деятельности в профессиональной ориентации выпускников современных школ. Цель ролевой игры – это формирование и развитие речевых умений и навыков в условиях, которые максимально близки к условиям реального общения. Этот метод предусматривает распределение учащихся по ролям и разыгрывание ситуаций общения в соответствии с темой игры и выбранными ролями.

При выборе роли учащийся может ориентироваться на склонности, интересы, или наоборот – попробовать себя в непривычной ситуации.

Разновидностью ролевой игры является деловая игра, в ходе которой моделируются условия общения в области деятельности, которая связана с будущей профессией выпускников [2, c. 23].

Приступая к работе над созданием профориентационного веб-квеста, руководители должны четко поставить перед собой цель и задачи проекта, а также сформировать группы участников, определить график игры, представить учащимся доступ к ресурсам сети Интернет.

Структура веб-квеста может состоять из следующих компонентов [4, c. 63]:

● главной страницы;

● введения;

● описания проблемной ситуации и ролей;

● разнообразных заданий по ролям;

● ссылок на Интернет-ресурсы;

● оценки.

На главной странице веб-квеста пишется его название и возрастная категория, для кого он предназначен (класс). Название веб-квеста может состоять из интересного вопроса или основного направления деятельности.

Во введении указывается проблема веб-квеста, цель, задачи и результат деятельности. Проблема должна быть востребованной и актуальной. Цель веб-квеста содержит навыки и умения, формируемые в процессе работы над веб-квестом. В задачах указываются конкретные условия, необходимые для достижения конкретной цели. Результаты деятельности должны отражать реальный продукт, получаемый по завершению работы над веб-квестом. Здесь также рекомендуется написать, чему учащиеся научатся в процессе выполнения заданий и где полученные ими навыки и умения можно будет применить в дальнейшем [6, c. 83].

После этого даётся описание ситуации, в основе которой лежит проблема веб-квеста, а также указаны роли специалистов, которые принимают участие в решении данной ситуации. По каждой роли дается краткий комментарий, то есть поясняется, что делает конкретный специалист, какие у него полномочия. Следует заметить, что необходимо продумать роли участников веб-квеста так, чтобы обучающиеся при выполнении своих заданий были равномерно заняты по трудозатратам.

На странице с формулировкой заданий по ролям для каждой из них описывается задание, параметры для их выполнения и ссылки на ресурсы. Здесь также могут размещаться рекомендации участникам веб-квеста.

Страница со ссылками на Интернет-ресурсы должна содержать перечень необходимых сайтов для поиска информации с кратким описанием для каждой роли. Чтобы учащиеся при самостоятельной работе с Интернет-ресурсами не отклонялись от темы, нужно указать конкретные ссылки.

На странице Оценка описываются критерии оценивания данного веб-квеста, а также публикуются результаты заданий, выполненных учащимися [4, c. 57].

При подготовке и проведении веб-квеста могут возникнуть следующие ошибки:

1. Несоответствие темы конкретного веб-квеста поставленной цели, цели – заданиям, заданий – ролям. Здесь важно четко описать весь алгоритм прохождения веб-квеста для его участника на понятном ему языке.

2. Сайты, на которые даются ссылки в заданиях веб-квеста, недействительны. В связи с этим необходимо постоянно осуществлять проверку активности данных сайтов.

3. Несправедливость оценивания работы в такой ситуации: ребенок один делал работу за всю группу, а ее участники получили одинаковые оценки. Оценивается работа как индивидуально, так и всей группы в целом.

4. Несоблюдение времени работы учащегося за компьютером (функции здоровьесбережения) при выполнении веб-квеста может повлечь за собой различные нарушения здоровья. Важно емко и кратко сформулировать задания, чтобы учащийся выполнил их за 1–2 часа [1, c. 42].

Предлагаем веб-квест «Профессия моей мечты». Он предназначен для всех, кто находится в ситуации сложного выбора своей дальнейшей профессиональной карьеры. Данный веб-квест представляет собой деловую игру. Он имеет следующую структуру:

1. Главная страница содержит в себе: название веб-квеста «Профессия моей мечты» и возрастную категорию (9–11 класс).

2. На странице Введение указывается актуальная проблема, цель, задачи и результат деятельности.

Проблема веб-квеста: вы входите в состав рабочей группы для организации «Аллеи художников». Руководитель поставил задачу: организовать открытую площадку для выставки работ вольных художников.

Цель веб-квеста – формирование умений разрабатывать индивидуальный подход в выборе профессии [5, c. 204].

Задачи веб-квеста:

● диагностировать свой профессиональный тип личности на основе опроса (методика Е.А. Климова, Дж. Голланда и др.);

● выбрать роль в веб-квесте, которая соответствует результатам опроса;

● выполнить задания по роли, которая была выбрана участником, используя при этом Интернет-ресурсы;

● сделать презентацию своего проекта в программе MS PowerPoint;

● приобрести навык выступать перед публикой, защищая свой проект [5, c. 206].

Результат деятельности: выполнение данных заданий позволит выпускникам выполнить работу с поиском, отбором и систематизацией информации, а также сделать вывод о правильности выбора профессии.

3. Страница Задание должна содержать саму суть задания и рекомендации по его выполнению.

Задание:

1. Участие в опросе по определению своего профессионального типа личности на основе различных методик.

2. Выбор роли («Ландшафтный дизайнер», «Ботаник», «Строитель», «Экономист») и выполнение задания.

3. Использование указанных учителем ссылок в своей работе.

4. Подготовка своего проекта (в него входит отчет каждого члена группы о проделанной работе и предоставляется в форме выступления) по результатам решения главной проблемы веб-квеста.

Рекомендации по выполнению заданий.

● Требуется изучить литературу в соответствии с выбранной ролью.

● Если возникнут проблемы и вопросы по выполнению задания, необходимо обратиться за помощью к учителю.

● Обязательно показать найденную информацию учителю перед тем как готовить проект (выступление и презентацию).

5. На странице Роли указаны роли, а также краткое описание их деятельности.

● Ландшафтный дизайнер занимается разработкой «Аллеи художников» – планирует эстетическое озеленение различных объектов, придумывает клумбы, создает садово-парковые композиции.

● Ботаник занимается выбором растений, с помощью которых можно благоустроить территорию без ущерба для здоровья окружающих, составляет проект размещения растений на данной площади.

● Строитель занимается возведением беседок, размещением скамеек и выставочных стендов.

● Экономист составляет смету по учету стоимости работ каждого члена группы в данном проекте [7, c. 43].

6. На странице Ресурсы дается перечень сайтов с кратким описанием для каждой роли.

7. На странице Оценка описаны критерии оценивания веб-квеста.

Выводы

Перед современными образовательными учреждениями стоит задача поиска новых форм и видов организации профориентационной работы. Она должна носить развивающий характер в плане развития самостоятельного творческого и критического мышления. С этой целью многие педагоги уже давно стали использовать в своей деятельности проектную технологию, привлекая при этом ресурсы всемирной паутины. Но обилие информации в таких сетях усложняет процесс работы над проектом. Одним из возможных решений данной проблемы является технология веб-квест. Она помогает разнообразить, сделать живой и интересной любую деятельность учащихся.


Библиографическая ссылка

Казакова В.В., Жесткова Е.А. ВЕБ-КВЕСТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 6. – С. 70-72;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35063 (дата обращения: 28.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074