Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

THE FORMATION OF THE PLASTIC REPRESENTATIONS OF THE ARTISTIC IMAGE IN THE CLASSROOM APPLICATION OF THE COMPOSITION THROUGH BUMAGODELATEL IN THE SCHOOL OF ARTS

Polynskaya I.N. 1
1 Nizhnevartovsk State University
В статье рассматривается процесс формирования пластических представлений художественного образа на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики в школе искусств. Основной педагогической идеей данного опыта является создание необходимых условий для развития творческих способностей каждого ученика на основе обучения бумагопластике во внеурочной деятельности. В статье раскрывается принцип бумагопластики. Для достижения поставленной цели был разработан план, серия тематических уроков, позволяющих провести педагогическую работу и мониторинг по теме исследования. Задания и темы уроков составлены с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности, систематичности в обучении и могут быть применены на занятиях по прикладной композиции по декоративно-прикладному искусству, моделированию, конструированию и дизайну. Для проведения диагностики разработана критериальная система оценки, в которой каждый показатель наполнен минимумом и отражает действительную сущность и уровень сформированности пластических представлений художественного образа у обучающихся. Подробно описана методика, приемы и способы работы в технике бумагопластика. Также в статье представлена диагностика, в таблице которой виден значительный рост показателей по позициям и блокам. Это убедительно показывает целесообразность и эффективность разработанной методики, направленной на выявление формирования пластических представлений у учащихся.
The article considers the process of formation of the plastic representations of the artistic image in the classroom application of the composition through bumagodelatel in the school of arts. The basic pedagogical idea of this experience is the creation of the necessary conditions for the development of the creative abilities of each student on the basis of training in paper-plastic after-hours activities. The paper discloses the principle of paper-plastic. To achieve this goal, a plan was developed, a series of thematic lessons that allow for pedagogical work and monitoring on the research topic. The assignments and topics of the lessons are designed taking into account the age characteristics of students, continuity, systematic training, and can be applied in the applied arts and crafts, modeling, design and design classes. To carry out the diagnostics, a criteria evaluation system has been developed, in which each indicator is filled with a minimum and reflects the actual essence and level of the formation of plastic representations of the artistic image in the students. A detailed description of the technique, techniques and methods of work in the technique of paper-plastic. Also in the article the diagnostics is presented, in the table of which, the significant growth of indicators by positions and blocks is visible. This convincingly shows the expediency and effectiveness of the developed methodology aimed at revealing the formation of plastic representations in students.
paper-plastic
art image
creative activities
training
software composition
design
criteria
school of the arts

Творческая активность личности в любой деятельности становится важной потребностью общества, необходимым условием его эффективности и прогресса. Исходя из этого, в число особо приоритетных качеств личности включаются такие, как оригинальный стиль мышления, готовность к постоянному творческому поиску нестандартных и тривиальных способов решения любой деятельности, в том числе и художественно-творческой. Эти составляющие развития личности очень важны для художественно-творческого становления учащихся. Художественно-творческую деятельность детей необходимо организовать так, чтобы каждый учащийся смог реализовать себя как созидателя и творца: от художественного восприятия действительности до рождения художественного замысла и его воплощения к созданию художественного образа в материале, в данном случае – бумаге. «Создание художественного образа в сознании человека зависит от его способности к абстрагированию, анализу и синтезу предметов и явлений, т.е. от качеств мышления, и прежде всего логического мышления» [1, с. 110].

Бумага широко используется художниками при создании изделий, макетов, композиций. Это один из самых доступных, простых и легко обрабатываемых материалов. Изделия из бумаги знакомы каждому ребенку с самого раннего детства. Академик-секретарь Отделения общего среднего образования РАО, академик РАО и РАХ, доктор педагогических наук, профессор С.П. Ломов в своем отзыве на рукопись книги для учителей изобразительного искусства «Бумагопластика» (автор Б.Г. Гагарин) пишет: «Удивительно простые, на первый взгляд, занятия, не требующие дорогих материалов (бумага, клей и резак) – вот и весь арсенал инструментов, а далее берете в руки лист плотной бумаги и делаете резаком надрез совершенно произвольной кривизны, сгибаете лист, повинуясь надлому, и получаете совершенно неожиданно пластичную и красивую форму, которую невозможно получить при прямолинейном сгибе бумаги». «Несомненным преимуществом бумаги перед другими пластическими материалами является почти полное исключение процесса подобострастного копирования натуры. Работа с бумагой требует существенного переосмысления формы, ее обобщения и стилизации» [2, с. 7].

Привлекая детей к такому виду плодотворного творчества, как бумагопластика, формируются такие психологические процессы, как образное мышление, представление, фантазия, память, восприятие, осязание. Результативность и качество деятельности ребенка также во многом зависит от тех методов, которые использует на занятиях педагог. Методы – проблемные, развивающие, творческие – стимулируют воображение ребёнка, обеспечивая его необходимым арсеналом выразительных средств, знаний, умений и навыков, способствующих развитию его художественно-пластических способностей. Однозначно решаются и педагогические задачи: развитие мелкой моторики кистей рук, внимание, усидчивость, усердие, аккуратность и т.д.

Существует большое разнообразие видов бумажной пластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой, бумажная пластика, работа с мятой бумагой, плетение из бумаги, бумажная мозаика, скульптура из бумаги и т.п. Эти и другие всевозможные виды бумагопластики повсеместно используются на занятиях прикладной композиции в детской школе искусств. «В этой технике можно изготовить интересные, красивые вещи: ажурные поделки для оформления праздников, поздравительные открытки, новогодние украшения, подвесные модули, валентинки и многое другое» [3, с. 4].

В ходе педагогического исследования нами были выявлены наиболее значимые моменты в осуществлении намеченной цели, на которые следует обратить особое внимание в процессе формирования пластических представлений художественного образа на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики.

Исходя из результатов теоретического исследования и педагогического опыта, мы рассматриваем решение возникшей проблемы в следующих аспектах:

– раскрыть основные принципы формирования образных представлений и потребностей учащихся к самостоятельной творческой деятельности на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики в школе искусств;

– с помощью разработанных критериев оценки работ, учащихся диагностировать уровень развития пластических представлений художественного образа в работе;

– разработать методические рекомендации, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса формирования пластических представлений художественного образа на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики в школе искусств;

– повысить уровень прикладных умений и навыков и проанализировать, как полученные способности отразятся в художественном творчестве учащихся;

– проследить рост художественно-творческих способностей учащихся 12–13-летнего возраста на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики в процессе выполнения творческих заданий по нашей методике развития пластических представлений;

– выработать принцип руководства формирования пластических представлений художественного образа на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики.

Задача педагогического исследования состоит в том, чтобы выявить один из возможных механизмов формирования пластических представлений художественного образа на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики в школе искусств, который состоит в многоступенчатом и поэтапном процессе качественных изменений: в становлении творческой активности обучающегося как субъекта художественной деятельности; в формировании пластических представлений, возрастающим по мере усиления эффективного и качественного изменения характера учебной и художественно-творческой деятельности; в возникновении новых характеристик и видов побуждений, мотивов, целей, эмоций; в формировании на этой основе у учащихся пластических представлений на занятиях прикладной композиции посредством бумагопластики.

В процессе формирования пластических представлений художественного образа на занятиях прикладной композиции в школе искусств необходимо:

а) концентрировать внимание учащихся на эмоционально-выразительных качествах объектов наблюдения и восприятия, художественных произведений, произведений литературы, кинематографа;

б) расширять и углублять знания учащихся доступными для их понимания сведениями о мире живой природы – флоры и фауны, героях сказок, произведений литературы и персонажей мультфильмов как главных объектов создания художественного образа;

в) развивать у учащихся познавательную активность в пополнении и совершенствовании знаний об окружающей действительности;

г) включить учащихся в активную творческую деятельность, направляемую на овладение умениями и навыками в работе с бумагой в создании художественных изделий.

Решая возникшую проблему и исходя из замысла нашего исследования, мы спроектировали и экспериментально проверили методическую модель занятий по прикладной композиции в школе искусств, направленную на эффективное формирование пластических представлений художественного образа посредством бумагопластики, которая решает следующие задачи:

- внесение нового содержания преподавания прикладной композиции средствами бумагопластики в школе искусств;

- раскрытие научно-методического обоснования формирования пластических представлений у учащихся школ искусств о художественном образе средствами бумагопластики;

- использование разработанной методики управления прикладной деятельностью школьников в работе с бумагой;

- разработка системы последовательных, взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся по приобретению ими новых знаний, практических умений и навыков, необходимых компетенций соответствующих императивам педагогической науки по декоративно-прикладному искусству, в частности бумагопластике;

- процесс обучения должен строиться с опорой на содержательные принципы дидактики, которые будут адаптированы под условия контента прикладной композиции, целей, задач, форм, методов, средств, приемов обучения бумагопластики и отражать специфическую образовательную парадигму;

- использование наиболее эффективных и рациональных методов и методических приемов организации обучения, осуществляемых в школе искусств на современном этапе;

- реализацией органического единства и тесной взаимосвязи усвоения теоретических знаний с формированием практических умений и навыков в прикладной художественно-творческой деятельности учащихся школ искусств;

- использованием различных средств обучения (технические средства обучения, дидактические пособия, наглядный материал, произведения из бумаги, образцы и композиции, выполненные в технике бумагопластики), учебно-методических пособий, учебных программ по прикладной композиции в школе искусств, комплекс учебных заданий и упражнений.

Решение перечисленных задач, на наш взгляд, позволит усовершенствовать методику преподавания бумагопластики в школе искусств на занятиях прикладной композиции, наиболее эффективно формировать пластические представления у учащихся школ искусств о художественном образе средствами бумагопластики, развивать художественно-творческие способности.

Для достижения поставленной цели был разработан учебно-тематический план, включающий серию уроков, который дает возможность провести логически выстроенную и последовательную работу, осуществить мониторинг по теме исследования. Задания и темы уроков составлены с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности, систематичности и могут быть реализованы в процессе занятий прикладной композиции, декоративно-прикладному искусству, моделированию и конструированию. Приводим комплекс заданий, составляющих содержание педагогического эксперимента (см. стр. 5, табл. 1). Задания были разбиты на три вида занятий: работа по образцу, работа по модели, конструирование по условиям проектирования.

Таблица 1

Тематический план уроков

Виды занятий

Темы занятий

Кол-во часов

Работа по образцу

Весенний букет

2 часа

Работа по образцу

Терем-теремок

4 часа

Работа по модели

Пароход белый-беленький

2 часа

Работа по модели

Птицы Югры

2 часа

Конструирование по условиям проектирования

Животные Севера

2 часа

Конструирование по условиям проектирования

Петушок – золотой гребешок

4 часа

Конструирование по условиям проектирования

Мир насекомых

2 часа

Конструирование по условиям проектирования

Зайцы дедушки Мазая

4 часа

Данные задания составлены с учетом преемственности последовательности и систематичности в обучении, усложнения поставленных целей и задач перед учащимися. Темы заданий подобраны с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Для начала учащиеся осваивают элементарные упражнения, такие как «волна», «хребет», «гармошка», «лодка», «бревенчатка», «бабочка», «колесо». Далее, более сложные прямолинейные, рельефные формообразования, объемно-пространственные формы, криволинейные, радиальные формообразования. И, наконец, можно приступать к созданию форм и образов изделий. Например, для конструирования по образцу весеннего букета используются приемы радиального формообразования. Для создания ромашки необходимо ножницами вырезать круг радиусом 7 см, а затем циркулем в нем наметить две окружности 5 и 1,5 см с одной стороны и одну в 3 см с другой. По намеченным окружностям сделать небольшие надрезы, далее, примерно 1/10 часть круга вырезать от центра и вынуть. Сгибая по надрезам вырезанную окружность, необходимо скруглить ее в воронку. После этого необходимо расправить и ножницами вырезать лепестки. Сформировать цветок и склеить два крайних лепестка. Лепесткам можно придать с помощью ножниц выгнутую наружу или вогнутую форму. По такому принципу можно выполнять разнообразные цветы: ромашки, незабудки, колокольчики, розы и т.п. На каждом этапе обучения учащимся предлагаются конкретные приемы и способы ведения работы с бумагой.

В процессе педагогического исследования нами была разработана критериальная система оценки, в которой каждый компонент наполнен минимумом необходимых и достаточных показателей, позволяющих определить уровень и степень сформированности пластических представлений художественного образа у учащихся на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики. Подбор критериев отражает те компоненты, которые соответствуют основным целям и задачам уроков прикладной композиции, и объединены в три блока.

Блок № 1. Технические навыки – практическая работа в материале

а) умение пользоваться инструментами;

б) владение приемами и способами бумагопластики;

в) аккуратность исполнения работы.

Блок № 2. Художественно-образное воплощение замысла

а) воображение;

б) оригинальность исполнения.

Блок № 3. Мотивационный компонент

а) познавательно-творческая активность;

б) волевой компонент.

Объединенные критерии проецируют проблему нашего исследования, то есть формирование пластических представлений художественного образа на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики в школе искусств.

Таким образом, формирование пластических представлений художественного образа учащихся на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики в школе искусств осуществляется в тесной взаимосвязи по всем видам учебной деятельности – работа по образцу (или предмету), работа по модели, конструирование по условиям проектирования. В эксперименте были задействованы 12 учащихся второго года обучения художественной школы. Проанализировав все работы 11–12 летнего возраста учащихся детской школы искусств по разработанным критериям и сопоставив рост показателей по каждому из заданий, мы составили таблицу сравнительного анализа результатов педагогического эксперимента. Данные таблицы демонстрируют показатели по трем блокам, которые имеют позиции и уровни оценивания работ учащихся школы искусств.

Таблица 2

Анализ результатов педагогического эксперимента

Позиции оценивания

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

1

2

3

4

5

Блок № 1. Технические навыки

а

умение пользоваться инструментами

0 учащихся – 0 %

9 учащихся – 75 %

3 учащихся – 25 %

б

владение приемами и способами бумагопластики

0 учащихся – 0 %

4 учащихся – 33 %

8 учащихся – 66 %

в

аккуратность исполнения

1 учащийся – 8 %

7 учащихся – 58 %

4 учащихся – 33 %

Блок № 2. Художественно-образное воплощение замысла

а

воображение

1 учащийся – 8 %

6 учащихся – 50 %

5 учащихся – 41 %

б

оригинальность исполнения

0 учащихся – 0 %

7 учащихся – 58 %

5 учащихся – 41 %

Блок № 2. Мотивационный компонент

а

познавательно-творческая активность

0 учащихся – 0 %

3 учащихся – 25 %

9 учащихся – 75 %

б

волевой компонент

1 учащийся – 6 %

3 учащихся – 25 %

8 учащихся – 66 %

Из представленной табл. 2 «Анализ результатов педагогического эксперимента» можно увидеть плавный рост показателей по всем позициям и проследить уровни развития умений учащихся по трем блокам. Например, в блоке № 1 «технические навыки» мы видим, что высокий уровень умения пользоваться инструментами составил 25 %, а это всего 3 ученика из числа всех испытуемых (12 учащихся), средний уровень составил 75 % учащихся из общего числа учащихся, низкий уровень – 0 %. Все показатели в таблице представлены в процентных соотношениях по уровню развития умений, по трем блокам с указанием позиций (см. стр.7, табл. 2). Это означает, что мы верно определили направление методики, следовательно, можно сделать следующие выводы: методика формирования пластических представлений художественного образа на занятиях прикладной композиции посредством бумагопластики в школе искусств положительно влияет на представления художественного образа учащихся, практические навыки, начиная с владения инструментами, приемами и способами, заканчивая умениями учащихся аккуратно, стилистически правильно завершить свою работу, несомненно, дают свои результаты. Необходимы целенаправленные обучающие действия со стороны педагога – правильно построить процесс обучения во время урока, получить элементарные навыки пластического, объемно-пространственного, конструктивного умения изобразить в пластическом материале – бумаге, предмет действительности. «Умение конструктивно воспроизводить предметы окружающей действительности формирует у детей пространственное мышление, столь необходимое для многих направлений дальнейшей профессиональной деятельности человека» [4, с. 184].

Создана и апробирована методика, позволяющая эффективно формировать пластические представления художественного образа у учащихся на занятиях прикладной композиции посредством бумагопластики, позволяющая создавать самостоятельные творческие работы, наполненные определенным образным содержанием, оригинальностью и неповторимостью. Занятия бумагопластикой позволяют развивать и художественно-творческие способности. «Развитие художественно-творческих способностей зависит от личностных особенностей учащихся, от психолого-педагогических методов и способов воздействия на личность, т.е. стремления учащихся к более полному выявлению своих возможностей» [5, с. 13]. Методические средства, пути, приемы, рекомендации могут быть использованы преподавателями художественных дисциплин в школах искусств на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики в реальном процессе обучения.

В ходе педагогического эксперимента были установлены наиболее эффективные и продуктивные формы работы с учащимися, а обработка результатов творческой деятельности учащихся 12–13 летнего возраста, выполненных в ходе педагогического эксперимента по предложенной экспериментальной методике, показала эффективность выбранной системы.