Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРИКЛАДНОЙ КОМПОЗИЦИИ ПОСРЕДСТВОМ БУМАГОПЛАСТИКИ В ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Полынская И.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет»
В статье рассматривается процесс формирования пластических представлений художественного образа на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики в школе искусств. Основной педагогической идеей данного опыта является создание необходимых условий для развития творческих способностей каждого ученика на основе обучения бумагопластике во внеурочной деятельности. В статье раскрывается принцип бумагопластики. Для достижения поставленной цели был разработан план, серия тематических уроков, позволяющих провести педагогическую работу и мониторинг по теме исследования. Задания и темы уроков составлены с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности, систематичности в обучении и могут быть применены на занятиях по прикладной композиции по декоративно-прикладному искусству, моделированию, конструированию и дизайну. Для проведения диагностики разработана критериальная система оценки, в которой каждый показатель наполнен минимумом и отражает действительную сущность и уровень сформированности пластических представлений художественного образа у обучающихся. Подробно описана методика, приемы и способы работы в технике бумагопластика. Также в статье представлена диагностика, в таблице которой виден значительный рост показателей по позициям и блокам. Это убедительно показывает целесообразность и эффективность разработанной методики, направленной на выявление формирования пластических представлений у учащихся.
бумагопластика
художественный образ
творческая деятельность
обучение
прикладная композиция
конструирование
критерии
школа искусств
1. Полынская И.Н. Развитие образного мышления в процессе учебного рисования // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы V Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 20 сентября 2015 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 110–113.
2. Гагарин Б.Г. Бумагопластика: учебное пособие / Б.Г. Гагарин. – Магнитогорск, 2014. – 212 с.
3. Дадашова З.Р. Волшебная бумага: самоучитель по технике вырезания для школьников: шаг вперед / З.Р. Дадашова. – М.: Изд. «Феникс», 2014. – 95 с.
4. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов / С.Е. Игнатьев. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. – 208 с.
5. Мальцева Л.В. Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Москва, 2009. – 42 с.

Творческая активность личности в любой деятельности становится важной потребностью общества, необходимым условием его эффективности и прогресса. Исходя из этого, в число особо приоритетных качеств личности включаются такие, как оригинальный стиль мышления, готовность к постоянному творческому поиску нестандартных и тривиальных способов решения любой деятельности, в том числе и художественно-творческой. Эти составляющие развития личности очень важны для художественно-творческого становления учащихся. Художественно-творческую деятельность детей необходимо организовать так, чтобы каждый учащийся смог реализовать себя как созидателя и творца: от художественного восприятия действительности до рождения художественного замысла и его воплощения к созданию художественного образа в материале, в данном случае – бумаге. «Создание художественного образа в сознании человека зависит от его способности к абстрагированию, анализу и синтезу предметов и явлений, т.е. от качеств мышления, и прежде всего логического мышления» [1, с. 110].

Бумага широко используется художниками при создании изделий, макетов, композиций. Это один из самых доступных, простых и легко обрабатываемых материалов. Изделия из бумаги знакомы каждому ребенку с самого раннего детства. Академик-секретарь Отделения общего среднего образования РАО, академик РАО и РАХ, доктор педагогических наук, профессор С.П. Ломов в своем отзыве на рукопись книги для учителей изобразительного искусства «Бумагопластика» (автор Б.Г. Гагарин) пишет: «Удивительно простые, на первый взгляд, занятия, не требующие дорогих материалов (бумага, клей и резак) – вот и весь арсенал инструментов, а далее берете в руки лист плотной бумаги и делаете резаком надрез совершенно произвольной кривизны, сгибаете лист, повинуясь надлому, и получаете совершенно неожиданно пластичную и красивую форму, которую невозможно получить при прямолинейном сгибе бумаги». «Несомненным преимуществом бумаги перед другими пластическими материалами является почти полное исключение процесса подобострастного копирования натуры. Работа с бумагой требует существенного переосмысления формы, ее обобщения и стилизации» [2, с. 7].

Привлекая детей к такому виду плодотворного творчества, как бумагопластика, формируются такие психологические процессы, как образное мышление, представление, фантазия, память, восприятие, осязание. Результативность и качество деятельности ребенка также во многом зависит от тех методов, которые использует на занятиях педагог. Методы – проблемные, развивающие, творческие – стимулируют воображение ребёнка, обеспечивая его необходимым арсеналом выразительных средств, знаний, умений и навыков, способствующих развитию его художественно-пластических способностей. Однозначно решаются и педагогические задачи: развитие мелкой моторики кистей рук, внимание, усидчивость, усердие, аккуратность и т.д.

Существует большое разнообразие видов бумажной пластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой, бумажная пластика, работа с мятой бумагой, плетение из бумаги, бумажная мозаика, скульптура из бумаги и т.п. Эти и другие всевозможные виды бумагопластики повсеместно используются на занятиях прикладной композиции в детской школе искусств. «В этой технике можно изготовить интересные, красивые вещи: ажурные поделки для оформления праздников, поздравительные открытки, новогодние украшения, подвесные модули, валентинки и многое другое» [3, с. 4].

В ходе педагогического исследования нами были выявлены наиболее значимые моменты в осуществлении намеченной цели, на которые следует обратить особое внимание в процессе формирования пластических представлений художественного образа на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики.

Исходя из результатов теоретического исследования и педагогического опыта, мы рассматриваем решение возникшей проблемы в следующих аспектах:

– раскрыть основные принципы формирования образных представлений и потребностей учащихся к самостоятельной творческой деятельности на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики в школе искусств;

– с помощью разработанных критериев оценки работ, учащихся диагностировать уровень развития пластических представлений художественного образа в работе;

– разработать методические рекомендации, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса формирования пластических представлений художественного образа на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики в школе искусств;

– повысить уровень прикладных умений и навыков и проанализировать, как полученные способности отразятся в художественном творчестве учащихся;

– проследить рост художественно-творческих способностей учащихся 12–13-летнего возраста на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики в процессе выполнения творческих заданий по нашей методике развития пластических представлений;

– выработать принцип руководства формирования пластических представлений художественного образа на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики.

Задача педагогического исследования состоит в том, чтобы выявить один из возможных механизмов формирования пластических представлений художественного образа на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики в школе искусств, который состоит в многоступенчатом и поэтапном процессе качественных изменений: в становлении творческой активности обучающегося как субъекта художественной деятельности; в формировании пластических представлений, возрастающим по мере усиления эффективного и качественного изменения характера учебной и художественно-творческой деятельности; в возникновении новых характеристик и видов побуждений, мотивов, целей, эмоций; в формировании на этой основе у учащихся пластических представлений на занятиях прикладной композиции посредством бумагопластики.

В процессе формирования пластических представлений художественного образа на занятиях прикладной композиции в школе искусств необходимо:

а) концентрировать внимание учащихся на эмоционально-выразительных качествах объектов наблюдения и восприятия, художественных произведений, произведений литературы, кинематографа;

б) расширять и углублять знания учащихся доступными для их понимания сведениями о мире живой природы – флоры и фауны, героях сказок, произведений литературы и персонажей мультфильмов как главных объектов создания художественного образа;

в) развивать у учащихся познавательную активность в пополнении и совершенствовании знаний об окружающей действительности;

г) включить учащихся в активную творческую деятельность, направляемую на овладение умениями и навыками в работе с бумагой в создании художественных изделий.

Решая возникшую проблему и исходя из замысла нашего исследования, мы спроектировали и экспериментально проверили методическую модель занятий по прикладной композиции в школе искусств, направленную на эффективное формирование пластических представлений художественного образа посредством бумагопластики, которая решает следующие задачи:

- внесение нового содержания преподавания прикладной композиции средствами бумагопластики в школе искусств;

- раскрытие научно-методического обоснования формирования пластических представлений у учащихся школ искусств о художественном образе средствами бумагопластики;

- использование разработанной методики управления прикладной деятельностью школьников в работе с бумагой;

- разработка системы последовательных, взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся по приобретению ими новых знаний, практических умений и навыков, необходимых компетенций соответствующих императивам педагогической науки по декоративно-прикладному искусству, в частности бумагопластике;

- процесс обучения должен строиться с опорой на содержательные принципы дидактики, которые будут адаптированы под условия контента прикладной композиции, целей, задач, форм, методов, средств, приемов обучения бумагопластики и отражать специфическую образовательную парадигму;

- использование наиболее эффективных и рациональных методов и методических приемов организации обучения, осуществляемых в школе искусств на современном этапе;

- реализацией органического единства и тесной взаимосвязи усвоения теоретических знаний с формированием практических умений и навыков в прикладной художественно-творческой деятельности учащихся школ искусств;

- использованием различных средств обучения (технические средства обучения, дидактические пособия, наглядный материал, произведения из бумаги, образцы и композиции, выполненные в технике бумагопластики), учебно-методических пособий, учебных программ по прикладной композиции в школе искусств, комплекс учебных заданий и упражнений.

Решение перечисленных задач, на наш взгляд, позволит усовершенствовать методику преподавания бумагопластики в школе искусств на занятиях прикладной композиции, наиболее эффективно формировать пластические представления у учащихся школ искусств о художественном образе средствами бумагопластики, развивать художественно-творческие способности.

Для достижения поставленной цели был разработан учебно-тематический план, включающий серию уроков, который дает возможность провести логически выстроенную и последовательную работу, осуществить мониторинг по теме исследования. Задания и темы уроков составлены с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности, систематичности и могут быть реализованы в процессе занятий прикладной композиции, декоративно-прикладному искусству, моделированию и конструированию. Приводим комплекс заданий, составляющих содержание педагогического эксперимента (см. стр. 5, табл. 1). Задания были разбиты на три вида занятий: работа по образцу, работа по модели, конструирование по условиям проектирования.

Таблица 1

Тематический план уроков

Виды занятий

Темы занятий

Кол-во часов

Работа по образцу

Весенний букет

2 часа

Работа по образцу

Терем-теремок

4 часа

Работа по модели

Пароход белый-беленький

2 часа

Работа по модели

Птицы Югры

2 часа

Конструирование по условиям проектирования

Животные Севера

2 часа

Конструирование по условиям проектирования

Петушок – золотой гребешок

4 часа

Конструирование по условиям проектирования

Мир насекомых

2 часа

Конструирование по условиям проектирования

Зайцы дедушки Мазая

4 часа

Данные задания составлены с учетом преемственности последовательности и систематичности в обучении, усложнения поставленных целей и задач перед учащимися. Темы заданий подобраны с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Для начала учащиеся осваивают элементарные упражнения, такие как «волна», «хребет», «гармошка», «лодка», «бревенчатка», «бабочка», «колесо». Далее, более сложные прямолинейные, рельефные формообразования, объемно-пространственные формы, криволинейные, радиальные формообразования. И, наконец, можно приступать к созданию форм и образов изделий. Например, для конструирования по образцу весеннего букета используются приемы радиального формообразования. Для создания ромашки необходимо ножницами вырезать круг радиусом 7 см, а затем циркулем в нем наметить две окружности 5 и 1,5 см с одной стороны и одну в 3 см с другой. По намеченным окружностям сделать небольшие надрезы, далее, примерно 1/10 часть круга вырезать от центра и вынуть. Сгибая по надрезам вырезанную окружность, необходимо скруглить ее в воронку. После этого необходимо расправить и ножницами вырезать лепестки. Сформировать цветок и склеить два крайних лепестка. Лепесткам можно придать с помощью ножниц выгнутую наружу или вогнутую форму. По такому принципу можно выполнять разнообразные цветы: ромашки, незабудки, колокольчики, розы и т.п. На каждом этапе обучения учащимся предлагаются конкретные приемы и способы ведения работы с бумагой.

В процессе педагогического исследования нами была разработана критериальная система оценки, в которой каждый компонент наполнен минимумом необходимых и достаточных показателей, позволяющих определить уровень и степень сформированности пластических представлений художественного образа у учащихся на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики. Подбор критериев отражает те компоненты, которые соответствуют основным целям и задачам уроков прикладной композиции, и объединены в три блока.

Блок № 1. Технические навыки – практическая работа в материале

а) умение пользоваться инструментами;

б) владение приемами и способами бумагопластики;

в) аккуратность исполнения работы.

Блок № 2. Художественно-образное воплощение замысла

а) воображение;

б) оригинальность исполнения.

Блок № 3. Мотивационный компонент

а) познавательно-творческая активность;

б) волевой компонент.

Объединенные критерии проецируют проблему нашего исследования, то есть формирование пластических представлений художественного образа на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики в школе искусств.

Таким образом, формирование пластических представлений художественного образа учащихся на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики в школе искусств осуществляется в тесной взаимосвязи по всем видам учебной деятельности – работа по образцу (или предмету), работа по модели, конструирование по условиям проектирования. В эксперименте были задействованы 12 учащихся второго года обучения художественной школы. Проанализировав все работы 11–12 летнего возраста учащихся детской школы искусств по разработанным критериям и сопоставив рост показателей по каждому из заданий, мы составили таблицу сравнительного анализа результатов педагогического эксперимента. Данные таблицы демонстрируют показатели по трем блокам, которые имеют позиции и уровни оценивания работ учащихся школы искусств.

Таблица 2

Анализ результатов педагогического эксперимента

Позиции оценивания

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

1

2

3

4

5

Блок № 1. Технические навыки

а

умение пользоваться инструментами

0 учащихся – 0 %

9 учащихся – 75 %

3 учащихся – 25 %

б

владение приемами и способами бумагопластики

0 учащихся – 0 %

4 учащихся – 33 %

8 учащихся – 66 %

в

аккуратность исполнения

1 учащийся – 8 %

7 учащихся – 58 %

4 учащихся – 33 %

Блок № 2. Художественно-образное воплощение замысла

а

воображение

1 учащийся – 8 %

6 учащихся – 50 %

5 учащихся – 41 %

б

оригинальность исполнения

0 учащихся – 0 %

7 учащихся – 58 %

5 учащихся – 41 %

Блок № 2. Мотивационный компонент

а

познавательно-творческая активность

0 учащихся – 0 %

3 учащихся – 25 %

9 учащихся – 75 %

б

волевой компонент

1 учащийся – 6 %

3 учащихся – 25 %

8 учащихся – 66 %

Из представленной табл. 2 «Анализ результатов педагогического эксперимента» можно увидеть плавный рост показателей по всем позициям и проследить уровни развития умений учащихся по трем блокам. Например, в блоке № 1 «технические навыки» мы видим, что высокий уровень умения пользоваться инструментами составил 25 %, а это всего 3 ученика из числа всех испытуемых (12 учащихся), средний уровень составил 75 % учащихся из общего числа учащихся, низкий уровень – 0 %. Все показатели в таблице представлены в процентных соотношениях по уровню развития умений, по трем блокам с указанием позиций (см. стр.7, табл. 2). Это означает, что мы верно определили направление методики, следовательно, можно сделать следующие выводы: методика формирования пластических представлений художественного образа на занятиях прикладной композиции посредством бумагопластики в школе искусств положительно влияет на представления художественного образа учащихся, практические навыки, начиная с владения инструментами, приемами и способами, заканчивая умениями учащихся аккуратно, стилистически правильно завершить свою работу, несомненно, дают свои результаты. Необходимы целенаправленные обучающие действия со стороны педагога – правильно построить процесс обучения во время урока, получить элементарные навыки пластического, объемно-пространственного, конструктивного умения изобразить в пластическом материале – бумаге, предмет действительности. «Умение конструктивно воспроизводить предметы окружающей действительности формирует у детей пространственное мышление, столь необходимое для многих направлений дальнейшей профессиональной деятельности человека» [4, с. 184].

Создана и апробирована методика, позволяющая эффективно формировать пластические представления художественного образа у учащихся на занятиях прикладной композиции посредством бумагопластики, позволяющая создавать самостоятельные творческие работы, наполненные определенным образным содержанием, оригинальностью и неповторимостью. Занятия бумагопластикой позволяют развивать и художественно-творческие способности. «Развитие художественно-творческих способностей зависит от личностных особенностей учащихся, от психолого-педагогических методов и способов воздействия на личность, т.е. стремления учащихся к более полному выявлению своих возможностей» [5, с. 13]. Методические средства, пути, приемы, рекомендации могут быть использованы преподавателями художественных дисциплин в школах искусств на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики в реальном процессе обучения.

В ходе педагогического эксперимента были установлены наиболее эффективные и продуктивные формы работы с учащимися, а обработка результатов творческой деятельности учащихся 12–13 летнего возраста, выполненных в ходе педагогического эксперимента по предложенной экспериментальной методике, показала эффективность выбранной системы.


Библиографическая ссылка

Полынская И.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРИКЛАДНОЙ КОМПОЗИЦИИ ПОСРЕДСТВОМ БУМАГОПЛАСТИКИ В ШКОЛЕ ИСКУССТВ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 5. – С. 215-219;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37018 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674