Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

THE INFLUENCE OF PROFILE OF EDUCATION AND GENDER CHARACTERISTICS OF PUPILS ON THE SEVERITY OF INTEREST IN VARIOUS FIELDS OF ACTIVITY

Kuvshinova Т.I. 1 Budnitskaya N.K. 1
1 Kemerovo State University
Настоящая статья посвящена исследованию влияния профиля обучения и гендерных особенностей старшеклассников на степень выраженности интереса к различным сферам деятельности (физика, математика, экономика, педагогика). В результате исследования определено, что у всех юношей независимо от профиля обучения наблюдается выраженный интерес к экономике. У девушек такой интерес выявлен лишь в классах физико-математического и экономико-математического профиля. Средняя степень выраженности интереса к педагогике определена лишь у девушек, обучающихся в классах физико-математического и экономико-математического профиля. Разная степень выраженности интереса к физике определена у юношей и девушек, обучающихся в классе экономико-математического профиля: у юношей степень выраженности интереса к физике высокая, у девушек интерес выражен слабо. Степень выраженности интереса к математике выражена у юношей из класса экономико-математического профиля, а у девушек – отсутствует.
This article investigates the influence of profile of education and gender characteristics of pupils on the severity of interest in various fields of activity (physics, mathematics, Economics, pedagogy). The study determined that all young men regardless of the profile of learning there has been a pronounced interest in the economy. Girls have such interest identified only in classes of physic-mathematical and economic-mathematical profiles. The average degree of interest in pedagogy is defined only for girls enrolled in classes of physic-mathematical and economic-mathematical profiles. Different degrees of expression of interest in physics are determined in boys and girls studying in the class of economic-mathematical profile: young men the severity of of interest to physics high, girls interest is weak. The severity of expressed interest in mathematics among boys from the class of economic-mathematical profile, but the girls – missing.
career guidance
gender differences
the profile of training
professional selection
social adulthood

Профессиональная ориентация, выбор профиля обучения школьников в старших классах приобретает в современном образовательном процессе все большую актуальность, поскольку каждый год перед выпускниками школ, лицеев, гимназий стоит проблема профессионального выбора.

На профессиональный выбор оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы связаны с влиянием друзей, учителей, родителей, условиями труда в будущей профессиональной деятельности, её престижностью и перспективностью. К внутренним факторам относятся интересы и склонности личности, ее способности, цели, направленность. Интерес к содержанию труда является ведущим мотивом выбора профессии у школьников, но также следует учитывать и гендерные особенности поведения личности, деятельности и выбора профессии [1, с. 3–5; 2, с. 121–129].

Цель нашей работы ‒ исследовать влияние профиля обучения и гендерных особенностей старшеклассников на степень выраженности интереса к различным сферам деятельности.

Гипотеза исследования: профиль обучения и гендерные особенности старшеклассников оказывают влияние на степень выраженности интереса к различным сферам деятельности.

В разработке научно-психологических основ профориентации большую роль сыграли выдающиеся советские педагоги и деятели народного образования А.В. Луначарский, Л.П. Блонский, А.С. Макаренко и др. В разработке психологических основ профессиональной ориентации принимали участие Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, А.Н. Леоньтьев, К.К. Платонов, Н.С. Пряжников и др. В качестве методологической основы профессиональной ориентации используются работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова, Б.Г. Ананьева.

Планы, размышления о будущем являются важным содержанием развития социальной взрослости у старшеклассников. Определенность в планах, связанных с выбором профессии, приводит к появлению определенных мотивов, целей и задач, под влиянием которых старшеклассник направляет свои силы на реализацию и достижение поставленных задач, в том числе на углубленное освоение учебных дисциплин, необходимых для сдачи ЕГЭ. В процессе профессионального выбора возникает ряд противоречий:

1) между потребностью общества в различных сферах производства и личными планами школьников. На сегодняшний день рынок труда в России перенасыщен специалистами гуманитарного направления – юристами, экономистами, при значительном недостатке специалистов технического направления;

2) между недостаточной информированностью школьников о мире профессий и невозможностью сознательно и самостоятельно выбрать профессию, зачастую выбор происходит под давлением родителей или «за компанию» с друзьями.

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессиональной ориентации человека, на наш взгляд, наиболее важны следующие принципы выбора профессии и места в социальной структуре общества:

● личностный принцип – обучающийся должен изучить себя и действовать в соответствии со своими установками;

● профессиональный принцип – обучающемуся необходимо определить род занятий, интересующих его в большей степени (точные или естественные науки, работа в коллективе или самостоятельная, организационно-управленческая деятельность или выполнение поручений и др.);

● целевой принцип – обучающимся необходимо знать, что они хотят получить от профессии;

● принцип баланса – понимание, что выбранная профессия поможет построить свою жизнь более гармонично [5, с. 17; 6, с. 32].

Следует учесть, что в своем профессиональном выборе большинство современных школьников на первое место ставят материальную сторону выбранной профессии. Центральной проблемой в старшем школьном возрасте становится нахождение молодым человеком индивидуального отношения к своей культуре, к социальной реальности, к своему времени, авторство в становлении своих способностей, в определении своего собственного взгляда на жизнь. Обособляясь от образа себя в глазах ближнего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения, объективируя многие свои качества как «Я», человек становится ответственным за собственную субъективность, которая зачастую складывается стихийно [4, с. 40].

Профессиональный интерес связан с ориентацией школьников на те или иные профессии. Формирование профессиональных интересов происходит эффективнее при осуществлении воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, при оказании помощи учащимся в профессиональном самоопределении с учетом их личностных особенностей и интересов. При таких условиях обучающийся начинает ориентироваться в мире профессий и понимать, насколько та или иная профессия соответствует его жизненным устремлениям, поэтому на основе знания гендерных особенностей профессионального выбора можно оказать более эффективную помощь в профессиональном самоопределении.

Исследование с целью выявления влияния пола и профиля обучения на степень выраженности интересов обучающихся к различным сферам деятельности проводилось на базе гимназии (г. Кемерово).

В исследовании приняли участие 90 школьников десятых классов с различными профилями обучения:

Первая группа – обучающиеся 10 «А» класса социально-экономического профиля обучения, всего 23 человека (12 юношей, 11 девушек).

Вторая группа – обучающиеся 10 «Б» класса, физико-математического профиля обучения (17 юношей, 10 девушек). Общее количество – 27 человек.

Третья группа – ученики 10 «В» класса, экономико-математического профиля обучения (20 юношей, 20 девушек). Общее количество – 40 человек.

Исследование состояло из следующих этапов:

1. Проведение диагностики влияния пола и профиля обучения на степень выраженности интересов обучающихся к различным сферам деятельности у испытуемых трех групп.

2. Анализ результатов диагностического исследования.

Исследование влияния пола и профиля обучения на степень выраженности интересов обучающихся к различным сферам деятельности у испытуемых проводилось с помощью методики «Карта интересов» А.Е. Голомшток. Данные, полученные с помощью этой методики, позволили выявить круг интересов обучающихся, степень их выраженности, что имеет особое значение в формировании мотивации выбора будущей профессии.

С помощью двухфакторного дисперсионного анализа оценивалось влияние следующих факторов: профиля обучения и пола обучаемых на степень выраженности интереса к различным сферам деятельности.

В результате проведенного исследования у обучающихся в физико-математическом классе выявлен самый высокий интерес к физике, как у юношей, так и у девушек. У обучающихся по социально-экономическому профилю в группе юношей отсутствует интерес к данному предмету, а у девушек этот интерес имеет отрицательный характер. В классе экономико-математического профиля у юношей степень выраженности интереса к физике высокая, у девушек интерес выражен слабо (рис. 1).

При исследовании средних значений степени выраженности интереса к педагогике выявлено, что наибольший интерес к педагогике наблюдается в группе девушек физико-математического профиля, у юношей этот интерес не выражен. В классе обучающихся по социально-экономическому профилю и у юношей, и у девушек наблюдается отрицание интереса к педагогике, причем наибольшая степень отрицания наблюдается в группе юношей. В классе обучающихся на экономико-математическом профиле у девушек выражен интерес к педагогике, а у юношей наблюдается отрицание интереса к данному предмету (рис. 2).

При изучении степени выраженности интереса к экономике в зависимости от профиля обучения и пола выявлено, что на исследуемый показатель влияет как профиль обучения учащихся, так и взаимосвязь факторов пола и профиля обучения. Так, у всех юношей независимо от профиля обучения наблюдается выраженный интерес к экономике. В группе девушек из классов физико-математического и экономико-математического профиля наблюдается выраженный интерес к данному предмету, причем его степень выраженности выше, чем у юношей, обучающихся в соответствующем профильном классе. У девушек из класса социально-экономического профиля обучения выявлено отрицание интереса к экономике (рис. 3).

pic_31.wmf

Рис. 1. Средние значения степени выраженности интереса к физике в группах учащихся в зависимости от пола и профиля обучения

pic_32.wmf

Рис. 2. Средние значения степени выраженности интереса к педагогике в группах учащихся в зависимости от пола и профиля обучения

pic_33.wmf

Рис. 3. Средние значения степени выраженности интереса к экономике в группах учащихся в зависимости от пола и профиля обучения

pic_34.wmf

Рис. 4. Средние значения степени выраженности интереса к математике в группах учащихся в зависимости от пола и профиля обучения

Двухфакторный дисперсионный анализ показал, что степень выраженности интереса обучающихся к математике зависит, прежде всего, от профиля обучения. В каждом профиле обучения средний уровень степени выраженности интереса к математике у юношей выше, чем у девушек. Наиболее высокий уровень степени выраженности интереса к предмету наблюдается у обучающихся в физико-математическом классе. У девушек экономико-математического профиля степень интереса к предмету отсутствует, в то время как у юношей этого профиля интерес к математике выражен. В группе учащихся социально-экономического профиля и у юношей, и у девушек наблюдается отрицание интереса к данному предмету (рис. 4).

Таким образом, в результате исследования выявлено:

1. У обучающихся в классе физико-математического профиля наблюдается наиболее высокая степень выраженности интереса к физике, как у юношей, так и у девушек; наибольший интерес к педагогике наблюдается в группе девушек из класса физико-математического профиля. У юношей данного профиля этот интерес не выражен.

2. У обучающихся в классе социально-экономического профиля: в группе юношей выявлено отсутствие интереса к физике, а в группе девушек этот интерес отрицается; и у юношей, и у девушек наблюдается отрицание интереса к педагогике, наибольшая степень выраженности отрицания интереса к педагогике наблюдается в группе юношей.

3. Для обучающихся в классе экономико-математического профиля: у юношей выражен интерес к физике, в то время как у девушек интерес выражен слабо; у девушек выражен интерес к педагогике, а у юношей наблюдается отрицание интереса к данному предмету.

4. В нашем исследовании определено, что у всех юношей, независимо от профиля обучения, наблюдается выраженный интерес к экономике; в группе девушек физико-математического и экономико-математического профиля наблюдается выраженный интерес к экономике, причем его степень выраженности выше, чем у юношей, обучающихся в соответствующем профильном классе. В то время как в группе девушек социально-экономического профиля выявлено отрицание интереса к экономике.

5. Степень выраженности интереса к математике у респондентов зависит только от профиля обучения, при этом в каждом профиле средний уровень степени выраженности интереса у юношей выше, чем у девушек; наиболее высокий уровень степени выраженности интереса к предмету наблюдается у обучающихся в физико-математическом классе; у девушек экономико-математического профиля степень интереса к предмету отсутствует, в то время как у юношей этого профиля интерес к математике выражен, в группе учащихся социально-экономического профиля и у юношей, и у девушек наблюдается отрицание интереса к данному предмету.

6. Наиболее высокая степень выраженности интереса к физике выявлена у обучающихся в физико-математическом классе (у всех респондентов).

7. Средняя степень выраженности интереса к педагогике определена лишь у девушек, обучающихся в классах физико-математического и экономико-математического профиля, у остальных респондентов интереса к педагогике не выявлено.

Таким образом, нами выявлено влияние профиля обучения и гендерных особенностей старшеклассников на степень выраженности интереса к физике, педагогике, экономике, математике, то есть наша гипотеза подтвердилась. Проведенное исследование позволило выявить круг интересов обучающихся, степень их выраженности, что играет важную роль в формировании мотивации выбора будущей профессии.

Основные задачи для обучающихся в старших классах, связанные с выбором социально-профессионального статуса, – это формирование устойчивого профессионального интереса, развитие профессионально важных качеств в избранном виде труда. Решение таких задач осуществляется через углубленное изучение предметов, дополнительные занятия, консультации, дальнейшую работу по самопознанию, контролю и коррекции профессиональных планов, самоподготовка в избранной деятельности и саморазвитие личности.

В целом задача заключается в обучении школьников творческому поиску: от видения и постановок проблем – к выдвижению предположений, гипотез, их проверке и рефлексии, то есть включение учащихся в систематическое исследование себя как самоценности профессиональной деятельности, рынка труда и в целом социокультурных отношений.