Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,279

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пустовойтов В.Н. 1, 2
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Пустовойтов В.Н. - разработка концепции, работа с данными, анализ данных, проведение исследования, методология исследования, валидация результатов, визуализация результатов, написание черновика рукописи, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Практика общего образования свидетельствует об активном использовании технологий искусственного интеллекта обучающимися, но часто с нарушением академической этики. Систематическое некорректное обращение школьников к возможностям генеративных технологий несет угрозу развития у них негативного отношения к знаниям и обучению как к ценностям. Цель настоящего исследования – выявить ключевые педагогические условия формирования у обучающихся ценностного отношения к учебной деятельности в условиях систематического использования ими технологий искусственного интеллекта. Методологическую базу исследования составили концептуальные идеи парадигмы личностно ориентированного образования, образовательных пространств, информатизации образования, эффективной социализации человека; материалы исследования – статистика образования и практика использования генеративных технологий в образовании; методы исследования – обобщение, синтез, классификация, анализ литературы, терминологический анализ, наблюдение. В статье выявлены ценностные доминанты отношения современного школьника к учебной деятельности, определены принципы использования нейросетей обучающимся, обоснован ряд педагогических условий организации процесса формирования у школьников рассматриваемого ценностного отношения. В заключение отмечено, что ключевой принцип воспитания у современного школьника ценностного отношения к учебной деятельности – формирование у обучающегося ответственного отношения к своей будущей личной и общественной жизни в единстве с развитием культуры использования возможностей технологий искусственного интеллекта.
общеобразовательная школа
обучающиеся
учебная деятельность
ценностное отношение
информатизация образования
искусственный интеллект
педагогические доминанты
педагогические условия
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29 сентября 2025 г.) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/15956ae575273a483e753fc119 fb41fc4c37f846/ (дата обращения: 10.10.2025).
2. Указ Президента РФ от 09 ноября 2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 12.10.2025).
3. Ходаев А.С., Макарова Л.Н. Искусственный интеллект и социализация подростков: риски влияния // Вестник ТГУ. 2024. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-i-sotsializatsiya-podrostkov-riski-vliyaniya (дата обращения: 11.06.2025).
4. Puteri S., Saputri Yu., Kurniati Ya. The Impact of Artificial Intelligence (AI) Technology on Students’ Social Relations // BICC Proceedings. 2024. Vol. 2. P. 153–158. DOI: 10.30983/bicc.v1i1.121.
5. Vasumathi R., Kumar P. Integrating Moral Values with Ethical AI in Education: A Framework for Cultivating Character in the Digital Age // In book: Rethinking and Conceptualization of Ethics and AI in Education. New Delhi: Taran Publications, 2024. P. 259–268. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/393751908_Integrating_Moral_Values_with_Ethical_AI_in_Education_A_Framework_for_Cultivating_Character_in_the_Digital_Age (дата обращения: 11.06.2025).
6. Скворцова Е.Е. Интерпретация показателей цифровизации российской системы общего образования // Народонаселение. 2023. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsiya-pokazateley-tsifrovizatsii-rossiyskoy-sistemy-obschego-obrazovaniya (дата обращения: 05.10.2025).
7. Гельман В.Я. Снижение образовательных достижений по тесту PISA и развитие информационно-коммуникационных технологий // Международный научно-исследовательский журнал. 2024. № 3 (141). URL: https://research-journal.org/archive/3-141-2024-march/10.23670/IRJ.2024.141.42 (дата обращения: 12.10.2025). DOI: 10.23670/IRJ.2024.141.42.
8. Шугаль Н.Б., Варламова Т.А. Образовательные траектории детей и молодежи: мотивация и выбор / под науч. ред. Л.М. Гохберга. М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/1024170732.pdf (дата обращения: 17.10.2025). ISBN: 978-5-7598-3105-1.
9. Высшее образование в России: мониторинг // ВЦИОМ. 26 ноября 2024. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-v-rossii-monitoring (дата обращения: 12.10.2025).
10. Искусственный интеллект в школе: добро или зло? // ВЦИОМ. 21.04.2025. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/iskusstvennyi-intellekt-v-shkole-dobro-ili-zlo (дата обращения: 28.10.2025).
11. Сизова Е.В. Концепты академической этики в условиях цифровой трансформации образования: влияние искусственного интеллекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2025. № 07. С. 324–342. URL: https://e-koncept.ru/2025/251146.htm (дата обращения: 21.10.2025). DOI: 10.24412/2304-120X-2025-11146.
12. Пустовойтов В.Н., Дубицкая Е.В., Шлома А.В. Искусственный интеллект в образовании: риски некорректного использования // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 8. С. 109–113. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40471 (дата обращения: 05.10.2025). DOI: 10.17513/snt.40471.
13. Пустовойтов В.Н. Содержание ценностного отношения молодежи к труду и профессиональной самореализации // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6–1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32127 (дата обращения: 05.10.2025). DOI: 10.17513/spno.32127.
14. Психология человека от рождения до смерти / под общ. ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с. ISBN: 5-93878-029-2.
15. Мясищев В.Н. Психология отношений: избр. психол. тр. М.; Воронеж: Ин-т практ. психологии: НПО «Модэк», 1998. 362 с. [Электронный ресурс]. URL: https://old.sgu.ru/sites/default/files/depnews/file/2018/09/spisok_pedagogika_odaryonnosti.pdf (дата обращения: 12.10.2025). ISBN 5-89112-046-1.
16. Bunting C., Huggins R. Me myself & AI: Understanding and safeguarding children’s use of AI chatbots // Internet Matters. July 2025. P. 56. [Электронный ресурс]. URL: https://www.internetmatters.org/hub/research/me-myself-and-ai-chatbot-research/ (дата обращения: 10.10.2025).

Введение

Современность характеризуется значительными изменениями социума, обусловленными процессами глобализации, информатизации, трансформации идентичности личности и др. Данные процессы, находясь во взаимодействии и взаимообусловленности, сопровождаются эффектами эмерджентности и синергичности – взаимоусиленным вариативным воздействием на общество и все его сферы. В данных условиях важнейшей средой становления и социализации личности, ключевым институтом воспитания подрастающего поколения является общеобразовательная школа [1, ст. 3 п. 1; 2, п. 10].

Общеобразовательная школа сегодня функционирует в условиях нарастающего влияния на образование и социализацию подрастающего поколения технологий искусственного интеллекта (ИИ) [3–5]. Стремительность, с которой развиваются нейросети, спровоцировала определенную неподготовленность общего образования к эффективному использованию генеративных технологий. Недостаточно разработаны как методологические основы, концептуально задающие стратегию и вектор интеграции технологий в образование, так и методические положения, дающие педагогу-практику механизмы и инструментарий использования возможностей нейросетей в учебно-воспитательном процессе.

Сложившееся положение сказывается на качестве знаний школьников, на качестве общего образования [6; 7]. При этом риски негативного влияния ИИ в общем образовании возрастают на фоне изменения отношения россиян к образованию в целом. Согласно статистическим данным только 59 % родителей школьников рассматривают обучение детей в вузе как возможность получения ими знаний (а не получения диплома о высшем образовании) [8, с. 55], около 20 % родителей студентов СПО среди причин поступления в колледж называют нежелание их детей продолжать обучение в школе [8, с. 61]; показатель значимости образования высокого уровня для молодежи с 2008 по 2024 г. снизился на 16 % – сегодня только 6 % молодых людей до 24 лет согласны с тем, что «без высшего образования человек обречен на низкооплачиваемую и непрестижную работу» [9].

Очевидно, что педагогической стратегией повышения изменения отношения школьников к обучению, к образованию в целом является формирование у них ценностного отношения к учебной деятельности.

Цель исследования – выявить ключевые педагогические условия формирования у обучающихся ценностного отношения к учебной деятельности в условиях систематического использования ими технологий ИИ.

Материалы и методы исследования

Применены концептуальные идеи парадигмы личностно ориентированного образования, образовательных пространств, информатизации образования, эффективной социализации человека, а также статистические данные и показатели практики использования генеративных технологий обучающимися. В ходе исследования использованы методы: обобщение, синтез, классификация, анализ литературы, терминологический анализ, наблюдение.

Результаты исследования и их обсуждение

Статистика образования и научные исследования свидетельствуют о достаточно распространенном несоблюдении обучающимися школы академической этики «в учебе, при выполнении домашних работ» [10; 11]. Учитывая возрастные особенности психики подростка, систематическое использование им нейросетей, сопровождающееся низким уровнем интеллектуального напряжения, а также неэтичным представлением сгенерированного ИИ контента, потенциально несет на себе риски развития у школьников различных психических девиаций (например, [12]), в том числе риски развития апатии к знаниям и познанию в целом, искаженного отношения к обучению, риск девальвации ценности учебной деятельности (что скажется и на ценностном отношении к труду [13]).

Разработка проблемы формирования у обучающихся осознанного, ценностного отношения к знаниям, к учению не нова для педагогики. Фундамент для разработки педагогических механизмов воспитания у обучающихся в цифровую эпоху ценностного отношения к учебной деятельности заложен трудами видных педагогов прошлых столетий и современности.

В определении «ценностного отношения школьника к учебной деятельности» с учетом фактора использования им ИИ-технологий в процессе обучения целесообразно ориентироваться на понимание эмоционально-ценностного отношения как «переживания отношения к окружающей действительности через систему морально-нравственных критериев, принятых в обществе» [14, с. 634], а также на понимание «отношения» В.Н. Мясищевым («отношение – сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности» [15, с. 48–49]) и выделенные им группы отношений [15, с. 207–208].

Под ценностным отношением школьника к учебной деятельности в условиях использования им генеративных технологий справедливо понимать его устойчивую, осознанную, внутренне мотивированную систему потребностей, убеждений, эмоциональных переживаний, поведения, в которой учебная деятельность – личностно значимая ценность, определяющая саморазвитие, самореализацию в будущем, а ИИ-технологии – средство, инструмент повышения эффективности учебной деятельности.

Структуру рассматриваемого отношения школьника целесообразно представить как единство мотивационного, поведенческо-волевого и рефлексивного компонентов. Мотивационный компонент составляют: понимание целей образования, восприятие учебной деятельности как значимой для саморазвития, самореализации в жизни, осознание роли знаний и ИИ в цифровом обществе, интерес к знанию, к процессу познания и др.; поведенческо-волевой: наличие познавательной активности и самостоятельности в учебной деятельности, настойчивость в достижении учебных целей, ответственное и этичное использование ИИ и др.; рефлексивный: анализ и оценка своей учебной деятельности с использованием ИИ, самоанализ образовательной траектории, переживание удовольствия от учебной деятельности, интеллектуального труда, неприятие академической недобросовестности в использовании ИИ и др. Уровень ценностного отношения обучающегося определяется уровнем развития отдельных компонентов и их взаимосвязей данной субъективной позиции личности.

Доминанты ценностного отношения современного школьника к учебной деятельности, исходя из структуры деятельности и логики использования обучающимся генеративных технологий ИИ, составляют:

– ценность знания: знания как содержание личностных изменений, основа саморазвития; ИИ как база данных, носитель информации, требующий критического анализа;

– ценность процесса учебной деятельности: учебная деятельность как процесс познания, определяющий личностное развитие, средство получения удовлетворения от интеллектуального напряжения и творчества; ИИ как помощник в обработке информации (анализ, а не репродукция сгенерированного ИИ контента), инструмент создания персонализированных «зон интеллектуального напряжения»;

– ценность результата учебной деятельности: результат учебной деятельности как личные достижения, как условие дальнейшего саморазвития, как опыт познавательной деятельности; укоренение в принятии ИИ как персонального интеллектуального партнера и инструмента для генерации идей на основе систематизации данных при решении учебных заданий, как средства проектирования индивидуальных образовательных траекторий;

– ценность академической этики в использовании ИИ: ощущение удовлетворения от корректного (открытость, этичность, безопасность и др.) использования ИИ в учебной деятельности, упрочение в осознании ответственности за свой путь в познании.

Выявленные ценностные доминанты позволяют сформулировать ключевые принципы использования школьником ИИ в учебной деятельности:

– принцип использования ИИ как инструмента, усиливающего интеллектуальные способности человека. Реализация данного принципа обучающимся создает условия для проявления им учебной и мыслительной активности, творчества (в формулировке промптов, в интерпретации и использовании сгенерированного контента и др.), выработки у себя привычки корректно использовать ИИ в качестве мощного индивидуального интеллектуального помощника;

– принцип критической оценки сгенерированного ИИ контента. Сравнение ИИ-контента с проверенными источниками информации, с учебником, постановка в чат-боте уточняющих, четко сформулированных запросов, требование в запросах к ИИ указания источников, отношение к ИИ как к генератору контента, требующего критического анализа, – эти и другие правила реализации принципа позволяют не только распознать обучающемуся «сгаллюцинированный» ИИ контент, но и, что более важно, способствуют формированию у школьника культуры критической обработки информации;

– принцип этичного использования ИИ в учебной деятельности. Честность в использовании школьником ИИ – это его честность в первую очередь с самим собой. Осознание обучающимся значимости соблюдения в учебной деятельности академической честности и прозрачности – ключевое условие понимания им значимости для себя учебной деятельности, обучения для самореализации в дальнейшем;

– принцип безопасности и конфиденциальности личных данных. В силу возрастных особенностей подростки, используя ИИ, начинают воспринимать его как близкого человека, друга (тенденцию отмечают, например: [16, c. 20]), доверяя информацию личного характера. Очевидно, что обучающемуся, ребенку, подростку необходимо как можно раньше помочь осознать важность соблюдения конфиденциальности личных данных в использовании чат-ботов, генеративных технологий в целом.

Реализация приведенных принципов обучающимся, с одной стороны, создает действенные предпосылки для самоформирования у него культуры использования ИИ не только в учебной, но и, в будущем, в трудовой деятельности, а с другой – требует педагогического подкрепления. Педагог, семья, образовательная среда в целом призваны создать и поддерживать соответствующие педагогические условия. Представляется обоснованным в выделении последних исходить из структуры ценностного отношения обучающегося к учебной деятельности, учитывать взаимосвязь компонентов данного личностного отношения:

– условия, направленные на формирование у обучающегося школы мотивации учебной деятельности:

• создание личностно значимого для школьника контекста обучения: опора на жизненный опыт и интересы обучающегося; связь содержания обучения с реальными проблемами, с профессиональной ориентацией; поддержка эмоциональной вовлеченности в учебно-познавательную деятельность; др.;

• развитие познавательного интереса у обучающегося: демонстрация примеров успешной самореализации, обусловленной знаниями, образованностью; демонстрация использования возможностей нейросетей, цифровых ресурсов для самообразования и профессионального роста; использование активных, релевантных для обучающегося методов и форм обучения, в том числе и использование ИИ; др.;

• создание «ситуации успеха» в учебной деятельности школьника: публичное признание как результатов, прогресса в образовательных достижениях школьника, так и его учебных усилий; посильность учебных заданий; организация доступа обучающегося к эффективным моделям ИИ; сопровождение и помощь в использовании генеративных технологий в учебной деятельности; др.;

– условия развития у обучающегося устойчивых навыков учебной деятельности, ответственного отношения к учению:

• активизация учебной самостоятельности обучающегося: учет в проектировании педагогической поддержки уровня сформированности познавательной самостоятельности школьника; использование заданий, требующих проявления обучающимся познавательной самостоятельности и дивергентного мышления; обучение промпт-инжинирингу; эмоциональная поддержка; др.;

• персонализация учебной деятельности через внедрение индивидуальных образовательных маршрутов: использование цифрового инструментария, функционирующего на базе ИИ-моделей (цифровые платформы с адаптивными заданиями, онлайн-органайзеры, инструменты самопроверки и др.); предоставление обучающемуся выбора уровня сложности, содержания учебных заданий, темпа учебной работы, форм представления результатов; др.;

• развитие у школьников критического мышления, навыков безопасной работы с цифровыми ресурсами, академической этики и ответственности: целенаправленный критический анализ с обучающимися сгенерированного нейросетями контента, алгоритмической предвзятости и «галлюцинирования» ИИ-систем; требование и создание условий этичного использования школьниками ИИ-решений в изучении учебных предметов; др.;

• создание цифровой экосистемы «школа – семья»: разработка школьного кодекса этичного использования ИИ, цифровых ресурсов в целом; организация в школе обучения корректному ответственному использованию цифровых ресурсов (реализация системы внеурочных мероприятий: кейс-стади с разбором реальных цифровых инцидентов, дидактические игры по разрешению различных дилемм в цифровой среде, хакатоны по созданию этичных цифровых решений, экспертные сессии со специалистами и др.); организация тренингов с родителями по воспитанию школьников в условиях цифровой трансформации общества; создание безопасной цифровой среды; др.;

– условия развития у обучающихся способности к самоанализу и оценке учебной деятельности:

• внедрение системы самоконтроля и самоанализа обучающимися своей учебной деятельности: ведение дневников учебной деятельности, оценка предпосылок и последствий своих достижений и неудач в учении; ведение рефлексивных отчетов обращения к генеративным технологиям («Что я сделал самостоятельно при использовании ИИ?», «Что ИИ сделал вместо меня?»); сравнительный анализ результатов выполнения учебных заданий с ИИ и без использования возможностей нейросетей; др.;

• развитие системы обучения школьников самоанализу своей учебной деятельности и использованию генеративных технологий: создание института обучения школьников рефлексии использования ИИ-моделей; развитие системы оценивания одноклассниками самостоятельных и домашних работ обучающихся, потенциально выполненных с привлечением возможностей ИИ-технологий; обсуждение с обучающимися случаев академических нарушений и их последствий для личностного развития; др.

Приведенная система ключевых условий в контексте развития возможностей ИИ, очевидно, может быть дополнена как в требованиях, так и непосредственно в методических приемах их выполнения; условия могут быть уточнены, исходя из возможностей конкретной школы, конкретной образовательной среды.

В своей целостной реализации условия обеспечивают целенаправленное развитие в единстве структурных компонентов рассматриваемого ценностного отношения обучающегося школы, а следовательно, и субъективной позиции школьника к учебной деятельности в целом. Выполнение условий способствует становлению ответственной и мотивированной позиции школьника в учебной деятельности, в обучении, тем самым, позволяя предупредить обозначенные выше возможные угрозы и нивелировать негативные последствия, связанные с некорректным систематическим использованием обучающимся ИИ-технологий.

Заключение

Ценностное отношение обучающегося школы к учебной деятельности в цифровую эпоху взаимосвязано с осознанным критичным этичным использованием им нейросетей. При этом интеграция генеративных технологий в общее образование – процесс, очевидно, невозвратный и прогрессирующий; уже сегодня актуальны исследования, направленные на выявление динамики ценностных ориентаций школьников в условиях интенсивного использования ими ИИ в учебной деятельности.

Формирование у обучающегося данного ценностного отношения в условиях стремительной интеграции ИИ в образование требует пристального внимания и детального анализа как педагогов, так и психологов, социологов, философов. Ключевой принцип воспитания обучающихся в данном контексте – формирование у школьников ответственного осознанного отношения к своей будущей личной, профессиональной и общественной жизни на основе обучения корректному использованию возможностей генеративных технологий ИИ в учебной деятельности.


Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Библиографическая ссылка

Пустовойтов В.Н. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 11. С. 273-277;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40595 (дата обращения: 12.12.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40595