Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,279

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЕРСОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФИЦИТОВ ПОДРОСТКОВ

Воскрекасенко О.А. 1 Фрольцова В.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
Воскрекасенко О.А. - методология исследования, административное руководство исследовательским проектом, научное руководство
Фрольцова В.В. - разработка концепции, работа с данными, проведение исследования
В статье обосновывается значимость формирования навыков персонального менеджмента у подростков, как одного из вариантов разрешения противоречия между их стремлением к взрослым моделям поведения и отсутствием навыков эффективной самоорганизации деятельности. Цель статьи – выявить уровень осведомлённости подростков о навыках персонального менеджмента, а также определить условия их формирования в образовательном процессе школы. В качестве методов исследования использовали анализ научной литературы и результатов опроса обучающихся общеобразовательной школы подросткового возраста. Эмпирическое исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения многопрофильной гимназии № 4 «Ступени» (Пенза). В опросе приняли участие 56 обучающихся 6–7 классов. Исследование показало, что значимая часть подростков не обладает знаниями в области персонального менеджмента, не владеет навыками целеполагания и планирования и не может объективно оценить развитость своих навыков в этой области. Проведённый анализ полученных в ходе эмпирического исследования данных позволил определить ряд причин, негативно влияющих на формирование навыков персонального менеджмента у подростков, а также сформулировать условия, направленные на более эффективное формирование данных навыков у обучающихся подросткового возраста в образовательном процессе школы.
подростки
персональный менеджмент
навыки
персональная эффективность
формирование навыков персонального менеджмента
самоорганизация
целеполагание
планирование
1. Понуждаев Э.А. Персональный менеджмент и самоменеджмент как общее и особенное, целое и часть // Менеджмент в России и за рубежом. 2024. № 1. С. 3-11. URL: https://www.mevriz.ru/annotations/2024/1/ (дата обращения: 15.05.2025).
2. Винсковская Л.А., Кобозева Н.Г., Богатырева О.В., Лобанова В.В. Новый концепт персонального менеджмента: проблемы и пути их решения в условиях новой реальности // Экономика устойчивого развития. 2023. № 4 (56). С. 396–398. http://www.economdevelopment.ru/wp-content/uploads/2023-4-56.pdf (дата обращения: 09.08.2025).
3. Ванян М.Н., Джинчарадзе Л.З., Агрба М.К., Барчо М.Х. Управление трудом молодых специалистов в системе персонального менеджмента: Особенности и трансформация в условиях ограничений // Экономика устойчивого развития. 2022. № 2 (50). С. 203-206. DOI: 10.37124/20799136_2022_2_50_203.
4. Засмолина Н.П., Ромм Т.А. Культура самоорганизации подростков: становление в воспитании // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 2. С. 26–34. DOI: 10.15293/1813-4718.2302.03.
5. Петрова О.С., Чекина Л.Ф. Развитие саморегуляции личности подростков старшего школьного возраста // Universum: психология и образование. 2022. № 10 (100). С. 28–31. URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/14365 (дата обращения: 15.05.2025).
6. Мерикова М.А. Особенности возрастных изменений академической мотивации подростков при разных формах обучения // Вестник практической психологии образования. 2025. Т. 22. № 1. С. 21–32. DOI: 10.17759/bppe.2025220103.
7. Отамуратов Р.У. Возрастные и гендерные особенности эмоционального интеллекта подростков, склонных к интернет-зависимости // Живая психология. 2024. Т. 11. № 6 (54). С. 18-28. DOI: 10.58551/24136522_2024_11_6_18. EDN: GZYXDM.
8. Горяйнова Н.М., Горяйнов В.Н. Модель персональных качеств в технологии самоменеджмента // Управление в современных системах. 2022. № 3 (35). С. 59-67. DOI: 10.24412/2311-1313-35-59-67.
9. Сафонов К.Б. О некоторых аспектах персонального менеджмента современного учителя // Глобальный научный потенциал. 2021. № 9 (126). С. 24–26. URL: http://globaljournals.ru/assets/files/journals/global-scientific-potential/126/g-n-p-9(126)-main.pdf ( дата обращения 09.08.2025).
10. Ральникова И.А., О.С. Гурова, Е.А. Ипполитова Профессиональные перспективы современных подростков // Научно-педагогическое обозрение. 2023. № 6 (52). С. 186–193. DOI: 10.23951/2307-6127-2023-6-186-193.
11. Самоорганизация детей и взрослых как ответ на вызов неопределенности: коллективная монография / под ред. М.Р. Мирошкиной, Е.Б. Евладовой. М.: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2020. 144 с.
12. Осницкий А.К., Беданокова А.К. Рефлексия как условие самоорганизации учащихся // Развитие человека в современном мире. 2023. № 1. С. 72–89. URL: https://rch-journal.ru/article/view/457( дата обращения: 09.08.2025).
13. Денисова Е.Г., Быкова Я.А. Исследование способов совладания в связи с показателями саморегуляции подростков: возрастные и гендерные особенности // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2021. Т. 4. № 5. С. 60-78. DOI: 10.23947/2658-7165-2021-4-5-60-78.
14. Ромина А.В. Технология тайм-менеджмента как средство самоорганизации подростков во внеурочной воспитательной среде // Научный альманах. 2021. № 9–1 (83). С. 128–133. URL: https://ukonf.com/doc/na.2021.09.01.pdf (дата обращения: 09.08.2025).
15. Рыбина А.А. Особенности самоменеджмента в образовательной среде // Трибуна ученого. 2021. № 2. С. 66–69. URL: https://tribune-scientists.ru/media/pdf/022021_JQtfDF1.pdf (дата обращения: 09.08.2025).

Введение

В условиях современного общества всё более значимую роль приобретает способность личности к максимально продуктивному использованию своих возможностей посредством сознательного управления собственной жизнью и преодоления внешних препятствий на пути достижения поставленных целей. Независимо от сферы профессиональной деятельности каждому человеку необходима система знаний и представлений об управлении карьерой, планировании дел и последовательности их выполнения, алгоритме принятия оптимальных решений, организации личного труда и рабочего места, а также создании собственного имиджа. Ответы на эти вопросы составляют содержание науки о самоорганизации и самоуправлении человека – персонального менеджмента [1-3].

Интенсивное формирование навыков персонального менеджмента относится к подростковому возрасту с его стремлением к самостоятельности, самореализации и самоутверждению, а также использованию моделей поведения взрослого человека [4; 5]. Отсутствие у подростка навыков персонального менеджмента крайне отрицательно сказывается на его эмоциональном благополучии и эффективности деятельности [6; 7]. Несформированность умений ставить цели, планировать собственную деятельность и организовывать её для решения поставленных задач, неумение эффективно распоряжаться временем, боязнь ответственности за собственные действия в сочетании со страхом самопрезентации становятся одной из причин внутриличностных конфликтов.

Цель исследования – выявить уровень осведомлённости подростков о навыках персонального менеджмента, а также определить условия их формирования в образовательном процессе школы.

Материалы и методы исследования

В качестве способов достижения цели исследования использовались: анализ и обобщение научной литературы по проблеме сформированности навыков персонального менеджмента у подростков, а также анализ результатов опроса обучающихся общеобразовательной школы подросткового возраста. Исследование проводилось на базе МБОУ МГ № 4 «Ступени» (г. Пенза). В опросе приняли участие 56 школьников 6–7 классов.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема развития навыков персонального менеджмента у взрослых людей, специалистов, сотрудников и руководителей, как средства эффективной профессиональной деятельности и личностной самореализации, представлена в работах Н.М. Горяйновой, В.Н. Горяйнова, К.Б. Сафонова и др. [8; 9]. Однако, как и любые другие навыки, навыки персонального менеджмента требуют системной поэтапной наработки, и осваивать их необходимо не на этапе построения карьеры, а гораздо раньше, в период перехода из детства во взрослую жизнь, то есть в подростковом возрасте [10]. Именно тогда человек учится быть взрослым, и необходимо с самого начала взросления закладывать навыки успешной самоорганизованной личности [11].

В связи с этим в целом ряде научных исследований нашли своё отражение различные аспекты проблемы формирования у подростков навыков персонального менеджмента. Так, в работах Н.П. Засмолиной и Т.А. Ромм раскрывается значимость формирования культуры самоорганизации у обучающихся подросткового возраста, а также обосновывается положение о необходимости организации специальной педагогической деятельности, способствующей повышению уровня самоорганизации личности школьника [4]. Роль в этом процессе рефлексии представлена в исследовании А.К. Осницкий и А.К. Беданокова [12]. Особенности саморегуляции подростков, связанные со спецификой данной возрастной группы, а также гендерными различиями, представлены в исследовании Я.А. Быковой и Е.Г. Денисова [13]. Обоснованию необходимости развития временной компетенции (тайм-менеджмента) как средства самоорганизации подростков во внеурочной деятельности посвящено исследование А.В. Роминой [14]. Специфика самоменеджмента и его формирования в образовательной среде у данной категории обучающихся нашла отражение в работе А.А. Рыбиной [15].

Анализ научной литературы показал, что различные аспекты персонального менеджмента (самоорганизация, целеполагание, тайм-менеджмент) относительно подростков рассматриваются достаточно давно. Однако отсутствие единой системы в развитии навыков персонального менеджмента у подростков формирует проблему педагогического управления становлением самоорганизации подростков в процессе обучения и внеурочной деятельности.

На основе анализа вышеизложенной научной литературы [1; 5; 8] можно говорить о навыках персонального менеджмента как о способности управлять и организовывать свою деятельность, ставить цели, планировать дела и время, уметь договариваться с партнёрами, управлять своим имиджем.

Одной из весомых причин формирования навыков персонального менеджмента именно в период перехода от детства к взрослости становится стремление подростков к знаниям, умениям и навыкам взрослой самоорганизованной личности, однако дефициты в этой области приводят подростков к внутриличностным и межличностным конфликтам, что может повлечь стресс и депрессию.

С целью определения сформированности навыков персонального менеджмента в контексте личностных дефицитов подростков была разработана авторская анкета и проведён опрос обучающихся на базе МБОУ МГ № 4 «Ступени». В опросе приняли участие 56 школьников подросткового возраста 6–7 классов. Результаты опроса представлены в таблице. Проведённое анкетирование позволило выявить проблемы сформированности навыков персонального менеджмента и личностные потребности подростков, не нашедшие на данный момент отражения в других научных исследованиях.

Результаты опроса подростков о сформированности навыков персонального менеджмента

Вопрос

Вариант ответа (%)

 

Согласны ли Вы с утверждением:

Да

Нет

Отчасти/

иногда

1

Я эффективно использую свои способности

61

2

37

2

Я эффективно использую своё время

48

29

23

3

Я ставлю себе цели на год

68

32

0

4

Я прописываю свои годовые цели и задачи

2

86

12

5

Я составляю план достижения поставленных на год целей и задач

18

73

9

6

Я составляю план на день

20

43

37

7

У меня получается придерживаться составленного на день плана

16

47

37

8

Я сталкиваюсь с проблемой мотивации (знаю, что нужно сделать то или иное дело, но по разным причинам не делаю этого)

50

20

30

9

У меня получается справиться с отсутствием мотивации самостоятельно (без помощи родителей/педагогов)

64

9

27

10

Я испытываю потребность в самореализации (желание проявить себя, свои способности)

54

18

28

11

Я удовлетворён своей самореализованностью

47

11

42

12

Мне хватает времени на все важные дела и остаётся время на отдых, игры и общение с друзьями

15

65

20

13

Я умею расставлять приоритеты (выделять важные и срочные дела)

83

2

15

14

Я испытываю трудности в общении со сверстниками

12

57

31

15

Я испытываю сильное волнение/стресс

27

20

53

16

У меня получается преодолеть волнение/стресс самостоятельно

54

12

34

17

Я испытываю потребность заниматься своим имиджем

52

20

28

18

Меня устраивает мой имидж на данный момент

66

12

22

Источник: составлено авторами.

Так, 68% обучающихся, принявших участие в опросе, считают, что ставят годовые цели, при этом прописывают их всего 2% опрошенных. Однако цель, не зафиксированная письменно, не отвечает параметрам целеполагания: конкретность, ясность формулировки, измеримость, реалистичность. Таким образом, можно говорить о том, что подавляющее большинство подростков не обладает знаниями о целеполагании и не может корректно определять свои цели.

Для успешной реализации своих целей следующим этапом после постановки цели следует прописать план по достижению этой цели. Как показал опрос, 73% опрошенных подростков план не составляют, 9% составляют иногда/отчасти, и 18% составляют план по достижению цели. При этом, как уже было показано, прописывают цели всего 2%, а составление плана – это следующий этап после постановки цели. После того, как поставлена цель и составлен план по её достижению, можно составлять план на день, который будет включать в себя как текущие дела, так и дела для достижения годовой цели. План на день прописывает 20% подростков, а придерживаться этого плана получается всего у 16% опрошенных. Важно отметить, что 14% опрошенных школьников-подростков подтвердили, что составляют план на день, однако на вопрос «Получается ли придерживаться плана на день?» их ответ был: «Нет плана на день». Таким образом, можно говорить о том, что подростки не обладают знаниями и пониманием в области персонального менеджмента и не могут объективно оценить развитость своих навыков в этой области.

Причин того, что подростки не обладают навыками целеполагания и планирования, может быть несколько: подростки не понимают важности этих навыков, и у них отсутствует наставник, который может донести ценность и важность таких навыков для успешной самореализации; отсутствие знаний о том, как правильно ставить цели и план по достижению этих целей, а также отсутствие взрослого (родителя, педагога, наставника), который может поделиться этими знаниями и привить обучающимся соответствующий навык; зачастую родители и педагоги ставят цели и планируют деятельность подростка самостоятельно, не давая возможности делать это самому подростку; отсутствие должной мотивации.

С проблемой мотивации, как показал опрос, сталкивается 50% опрошенных, и ещё 30% отчасти/иногда, и всего 20% не испытывают такую проблему. Мотивация и целеполагание тесно связаны. Для достижения цели необходима мотивация, желание на пути к её достижению, также и сама цель является мотивом для преодоления трудностей и нежелания предпринимать действия. 64% опрошенных подростков считают, что могут справиться с отсутствием мотивации самостоятельно. Однако родительский и педагогический контроль, постановка дедлайнов при выполнении домашних заданий и домашних дел, отчетности в формате тестирований, контрольных работ и экзаменов являются средствами мотивации, которые подростки не всегда осознают и имеют положительное к ним отношение. С учетом того, что подростки корректно не ставят себе годовые цели и не прописывают план по их достижению, трудно сказать, справляются ли они с проблемой мотивации самостоятельно, без помощи родителей и педагогов, которые во многом ставят цели, план за подростков и контролируют их деятельность. Важно отметить, что по результатам опроса выявлено отсутствие проблем с мотивацией у тех подростков, кто не испытывает потребности в самореализации. Можно говорить о том, что проблема с мотивацией у этих подростков не отсутствует, а, наоборот, у них в корне отсутствует сам мотив – потребность в самопроявлении.

В ходе опроса школьников-подростков была определена проблема нехватки времени на все важные дела, а также на отдых и общение со сверстниками. Только 15% опрошенных подростков хватает времени на все важные для них дела. Нехватка времени является значимой проблемой для 85% подростков, принявших участие в опросе. Вместе с тем 83% подростков утверждают, что способны расставлять приоритеты, отделяя важные дела от неважных, срочные от несрочных. Остальные 15% опрошенных подростков, по их собственному утверждению, способны решать эти проблемы отчасти/иногда. Лишь 2% отдают себе отчёт в том, что не умеют этого делать. Подобного рода расстановка приоритетов во многом позволяет грамотно использовать время и избежать проблемы нехватки времени. Однако, прежде чем расставлять приоритеты, должна быть поставлена цель и составлен план для её реализации. В корне проблемы недостаточности времени подростков, которая была выявлена в ходе опроса, лежит отсутствие грамотных знаний у подростков в сфере персонального менеджмента, что не позволяет им объективно провести рефлексию своей деятельности.

Проведённое анкетирование показало, что подростки зачастую сталкиваются с волнением и стрессом. Так, 27% испытывают сильное волнение/стресс, 53% испытывают стресс отчасти/иногда, и только 20% не сталкивается с этой проблемой. Рациональное использование своего времени с помощью планирования и организации своей деятельности повышает результаты труда, избавляет от спешки, дает возможность освободить время для личных дел и интересов, повышая уверенность в себе и избавляя от стресса.

Как показал опрос, дети в подростковом возрасте испытывают активный интерес к самореализации. 54% опрошенных испытывают желание проявлять себя и свои способности, ещё 28% частично испытывают такую потребность. И только 18% не имеют желания к самопроявлению. Для успешной самореализации необходимы знания: как управлять собственными возможностями, грамотно распределяя время, чтобы за его минимальный промежуток выполнять больше дел, не теряя качества выполненной работы; как не позволять волнению помешать реализации важных дел и не растеряться при выполнении ответственных задач; а также как проявлять себя через внутренние качества и через свой внешний имидж.

В ходе опроса было выявлено, что подростков интересует не только проявление внутренних качеств, но и внешний имидж. Так, 52% опрошенных всерьез задумываются о своём имидже, 28% отчасти испытывают потребность им заниматься, и только 20% подростков не интересуются самопроявлением через внешний имидж. Достаточно высокий показатель заинтересованности во внешнем проявлении (суммарно 80% опрошенных), даёт положительную статистику. Имидж, являясь проявлением внутреннего через внешнее, влияет на уверенность и спокойствие, а, соответственно, способствует снижению волнения и стресса.

Проведённый анализ позволил определить ряд причин, негативно влияющих на формирование навыков персонального менеджмента у подростков: отсутствие знаний, значения и грамотной трактовки навыков в области персонального менеджмента; отсутствие понимания значимости навыков персонального менеджмента для успешного развития и самореализации человека; отсутствие условий для формирования навыков персонального менеджмента в подростковом возрасте (родители и педагоги отчасти возлагают на подростков ответственность, но самостоятельно ставят цели, составляют план и систему контроля).

В настоящее время персональный менеджмент как предмет не входит в школьную программу. Вместе с тем на основе анализа результатов анкетирования можно сформулировать ряд условий, реализация которых будет способствовать формированию у подростков навыков персонального менеджмента. Среди них:

− постановка учителем стратегических и тактических целей (на год, на четверть, на урок) совместно с учениками;

− планирование урока, распределение времени и совместный с учениками его контроль в ходе занятия относительно поставленного плана;

− применение примера взрослого (учителя, классного руководителя, родителей) в рациональном планировании и использовании времени, а также культуре выражения и проживания эмоций;

− обучение подростков техникам, способствующим снижению стресса (медитация, дыхательная гимнастика, визуализация, аутотренинг и др.);

− ознакомление учеников с приёмами и техниками тайм-менеджмента («Хронометраж», «Съешь лягушку», «Помидор», «Фотография рабочего дня» и др.);

− применение технологии «совместно разделённой деятельности», позволяющей подросткам осваивать новую для себя деятельность совместно со взрослым, постепенно принимая на себя роль субъекта;

− поддержка взрослыми подростков в их хобби, поощрение усилий в деятельности, вызывающей положительные эмоции и способствующей творческой самореализации личности.

Заключение

Таким образом, дети подросткового возраста имеют потребность в самореализации, стремятся к целеполаганию, планированию и организации своего времени, что говорит о мотивационной готовности подростков к освоению навыков персонального менеджмента. Однако они не владеют знаниями в области персонального менеджмента, из-за чего формируют неверное представление и некорректный анализ своей деятельности с точки зрения самоменеджмента. В связи с этим подростки не добиваются желаемого результата в деятельности, сталкиваются с разочарованием, приводящим к стрессу, что подтверждает необходимость внедрения методов для освоения навыков персонального менеджмента в обучающую деятельность подростков.


Библиографическая ссылка

Воскрекасенко О.А., Фрольцова В.В. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЕРСОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФИЦИТОВ ПОДРОСТКОВ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 10. С. 144-148;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40539 (дата обращения: 15.11.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40539